Трансформация методической потребности в ретроспективе становления и развития среднего профессионального образования в России
Автор: Ходаб Елена Геннадьевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 444 раза
Библиографическое описание:
Ходаб, Е. Г. Трансформация методической потребности в ретроспективе становления и развития среднего профессионального образования в России / Е. Г. Ходаб. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3557/ (дата обращения: 18.12.2024).
Ключевые слова: методическая служба, этапы трансформации.
Проблемы современной методической службы колледжа в условиях реформирования образования становятся все острее, задачи, стоящие перед ними, вступают в противоречие с традиционными подходами к управлению.
С целью характеристики методического сопровождения на разных этапах развития среднего профессионального образования, определения этапов трансформации методической потребности проведен анализ исторической литературы и источников, изучена практика современной методической службы, проведен сравнительный анализ.
Исследование строилось на принципах научной объективности, историзма и системности, что обеспечило изучение исторических процессов в реальном развитии и взаимосвязи с другими историческими явлениями, что позволило рассмотреть процесс развития методического сопровождения учреждений среднего профессионального образования в контексте изменений политических и социально-экономических условий.
Анализ исторической литературы показал недостаточную разработанность вопросов среднего профессионального образования. Большой пласт литературы носит фрагментарный характер, не обнаружен комплексный анализ проблемы методического сопровождения в различные периоды истории, отсутствуют монографии. Среднее профессиональное образование еще не стало объектом комплексного историко-педагогического изучения.
Дореволюционная историографии представлена историческими очерками и статьями в специальных журналах представителей педагогической мысли И. А. Анопова, В. П. Бирюкова, С. А. Владимирского, И. М. Максина, А. Г. Неболсина, Г. И. Шрейдера, М. П. Щепкина и др: Анопов И. А. Опыт системного обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. — СПб., 1889; Историко-статистический очерк общего и специального образования в России /Под ред. А. Г. Неболсина. — СПб., 1887; Очерк развития промышленного образования в России (1888–1908) / Под ред. И. М. Максина. -СПб., 1909: Виноградов В. В. Торгово-мореходное образование в России. — М., 1912. В журналах «Техническое образование» и «Техническое и коммерческое образование» см.: Василевский С. М. Городское самоуправление и хозяйство // Политическая библиотека биржевых ведомостей. — Вып. 27–39. — СПб., 1906; Дитятин И. И. Наше городское самоуправление // Статьи по истории русского права. — СПб., 1895; Шрейдер Г. И. Город и городовое положение 1870 г. // История России в XIX веке. — СПб., б.г. — С. 1–29; Щепкин М. П. Опыт изучения общественного хозяйства и управления городов. — Ч. 1. — М., 1882; Ядров А. Мнение ремесленника о профессиональном образовании // Вестник воспитания. — 1892. — №.1У. — С. 67–79; Анопов И. А. Современное состояние технического и профессионального образования в России. — СПб., 1895. — 12 е.; Бирюков В. П. Среднее и низшее профессиональное образование в России // Русская школа. — 1890. — № X. — С. 67–77 и др.
Статьи посвящены проблемам профессионального образования, вопросам подготовки кадров различных отраслей экономики, содержат исторические сведения об отдельных учебных заведениях. Очерки, как правило, обобщают накопленный опыт, развивают педагогические идеи профессиональной подготовки, содержат статистический материал, показывают увеличение численности и рост потребности в квалифицированных рабочих кадрах, дают общую картину развития промышленности, разнообразие учебных заведений, их внутреннего устройства, программ преподавания, порядка заведования и субсидирования.
Роль и влияние на методы, и подходы к обучению в средних профессиональных учебных заведений дореволюционной России многочисленных общественных организации, таких как Вольное экономическое общество, Русское техническое общество, Московское общество по распространению технических знаний и множество других, нашли отражение в большом количестве статей, очерков и монографий: Фальборк Г. А., Чарнолуский В. И. Народное образование в России. — СПб., [1900]; Чарнолуский В. И. Земство и народное образование. Очерки из прошлого и настоящего земской деятельности в разных отраслях общественного образования. Формы, типы, результаты и очередные задачи. Ч. 1–2. — СПб., 1910, 1911. //Отд. оттиск из журн. «Русская школа», 1910, NN 9–12; Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образования. — СПб., 1906. //Отд. оттиск из журн. «Русская школа». 1906, NN 9–10 и др.
Характеристика особенностей и проблемы методико-теоретического обеспечения профессионального обучения содержатся в работах Москальского Н. П. История учебно-хозяйственных заведений Министерства государственных имуществ с основания их до 1888г. -СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1888. 110с.; Каптерева П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд. — Пг.: Тип. Безобразова, 1915. — 746с.; Я. А. Коменского, Д. И. Менделеева, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др., которые показывают, что в профессиональном обучении усиливается значимость методического сопровождения, подчеркивается необходимость глубокого предметного знания, нацеленность на создание учебников и методик обучения. Красной нитью проходит сравнение между частной предпринимательской и государственной потребностью к уровню подготовки кадров.
Общую картину дополняют историко-публицистические труды деятелей народного просвещения, представителей земского движения, в которых содержатся сведения о профессиональных учебных заведениях аналогичных типов и разной подведомственности, раскрываются педагогические проблемы в сравнении и ретроспективе: Безобразов П. В. О среднем и высшем образовании. — М., 1903; Корнилов И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. Сб. статей. — СПб., 1902; Розанов В. В. Сумерки просвещения: Сб. статей по вопросам образования. — СПб., 1899; Чехов Н. В. народное образование в России с 60-х гг. Х1Хв. — М., [1912]; Южаков С. Н. Вопросы просвещения. Публицистические опыты. — СПб., 1897.
В советской и современной историографии дореволюционному периоду истории среднего профессионального образования посвящены: труды Б. А. Рыбакова «Первые века русской истории» и В. Д. Пурина «Педагогика среднего профессионального образования», которые представляют наиболее полные исследования истоков среднего профессионального образования; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. — М., 1976; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР (Дореволюционный раздел) / Под ред. С. Я. Батышева. — М., 1981; Кузьмин H. H. Низшее и среднее специальное образование. — Челябинск, 1971; Веселов А. Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России. — М., 1959; Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории низшего и среднего профессионально-технического образования. — М., 1961; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, конец XIX -начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991; История среднего профессионального образования в России / Авт. кол. под рук. В. М. Журавского -М., 2000 и другие.
Историография советского периода после 1917 года обширна. В ней подробно освещено становление и развитие советской системы подготовки технических кадров. Начало теоретического осмысления опыта профессиональной школы положено в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского. Существенное значение в решении задачи исследования имеют книги Г. Н. Роганова «Трудовая педагогика». М., 1927 и А. К. Гастева «Трудовые установки. Методика обучения». М., 1924, которые, заложили основы теории и методики производственного обучения. С этого периода начинается более детальное изучение отдельных вопросов теории и практики подготовки профессиональных кадров: «Социалистическое народное хозяйство СССР в 1933–1940 гг».. М., Изд-во АН СССР, 1963; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917–1940).-М„ 1980; Н. К. Белкин Е. В. Социально-экономические проблемы и тенденции развития профессионального образования. — М., 1982; Тимофеев П. Т. Формирование национальных кадров рабочего класса СССР. — М., 1982. Обширный материал по вопросам государственной политики, достижений, трудностей, противоречий профессионального образования, процессов формирования квалифицированных рабочих кадров исследован С. П. Постниковым, М. А. Фельдманом и другими учеными. Большое значение имеет монография Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М.: НИИПРО, 2006, — 319 с., посвященная исследованию вопросов становления и развития профессионального образования, документальных источников и нормативных актов. Научная литература современного периода представлена исследованиями по анализу особенностей управления методической работой профессиональных учебных заведений: Ю. С. Алферов, В. Н. Максимова, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров и др.; теоретических аспектов создания инновационной методической службы, ее структуры и содержания методической работы в профессиональном образовательном учреждении: П. Ф. Анисимов, Т. П. Афанасьева, Л. И. Белоусова, А. Т. Глазунов, В. Д. Зотова, Э. Д. Идиатуллина, В. Н. Максимова, Т. И. Олифиренко, Н. А. Подхомутников, и др.; проблем организации работы методиста профессионального учебного заведения: О. Г. Бутузова, Н. Н. Михайлова, Н. М. Уварова и др. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической работы были раскрыты в исследованиях Ю. К. Бабанского, С. Ж. Гончаровой, Т. Ф. Есенковой, Л. П. Ильенко, Н. В. Немовой, В. П. Симонова, Н. М. Полевиной, М. М. Поташника, Г. В. Юдаковой. Представления о системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются С. В. Кульневичем, В. С. Лазаревым, В. М. Лизинским и др. Исследования вскрывают проблемы методического сопровождения в учреждениях профессионального образования, расширение потребности методической составляющей, обусловленной современными условиями реформирования образования.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что методическая служба прошла долгий путь развития от методического сопровождения и становления методического контроля за работой преподавателя, до назревшей потребности управления научно-учебно-методической составляющей образовательного процесса, и вскрыть корни противоречий между новым содержанием методической службы и старыми подходами к управлению.
Путем поиска закономерных связей и зависимостей между процессами управления и его результатами определены этапы трансформации потребности и роли методического сопровождения в исторической ретроспективе становления и развития системы среднего профессионального образования в России: первый этап «Становление среднего профессионального образования» до 1917г. — зарождение среднего профессионального образования на основе государственной инициативы в начале ХV в. и активное развитие в конце ХХ — начале ХХ вв. на консенсуальных началах с представителями промышленных кругов. Методико-теоретическое сопровождение учебного процесса нацелено на разработку учебников и учебных программ по предметам на основе интеграции теоретических знаний и практического опыта. Второй этап «Формирование и становление системы среднего профессионального образования» до 1985г. — характеризуется государственно-отраслевым регулированием, увеличением количества техникумов, формированием и становлением системы комплексного учебно-методического и материально-технического обеспечения специальностей, возникновением в структуре техникумов методических служб, призванных обеспечить методическую помощь и методический контроль работы преподавателя. Третий этап — «Реформирование системы среднего профессионального образования» — по настоящее время включительно, определяет ликвидация отраслевой принадлежности, интеграционные процессы, многоуровневая подготовка кадров, возникновение новых форм, методов и содержания образования, включение экспертной, аналитической и прогностической составляющих в образовательный процесс. Появляется новое понятие «методическая служба». Изменяется содержание и расширяется потребность методического присутствия в решении новых задач на основе тесных взаимосвязей с внешней образовательной средой.
Литература:
Анопов И. А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России / И. А. Анопов. — Санкт-Петербург: Тип. М-ва путей сообщ., 1889. — VIII, 596 с.: табл.
Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А. Н. Веселов. — Москва: Профтехиздат, 1961. — 435 с.
Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917–1940) / Е. Г. Осовский. -Москва: Высшая школа, 1980. — 287 с.
Эймонтова Р. Г. Идеи просвещения в обновляющейся России. 50-е-60-е годы XIX века. М.: ИРИ РАН, 1998. — 407с.