Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Хафизова, Н. Х. Модель подготовки учащихся к профессии через формирование понятий о профессиях / Н. Х. Хафизова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 193-194. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/2984/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье освещены вопросы формирования у учащихся понятий о профессиях, представлена модель процесса формирования, о характеризованы её компоненты.

Ключевые слова: понятия о профессии, модель, система понятий, формирование, педагогические технологии, преемственность, непрерывность, диагностика, компоненты.


Первоначальные сведения и представление о профессиях учащиеся получают либо со слова специалиста, либо из-за интереса к престижной профессии. По утверждению Е.А.Климов, самовосприятие профессии происходит по формуле:

«Сходятся вместе один момент и весь жизненный опыт». Уже с раннего возраста у ребенка формируются первые понятия о различных профессиях и отношение к ним. Одновременно с этим ребенок начинает оценивать профессии, исхода из своих потребностей и окружающей социально-экономической обстановки.

В этом плане образовательные учреждения, планируя проведения профориентационной работы на основе системного подхода, должны принять во внимание возрастные особенности учащихся.

Отираясь на психолого-педагогические исследования в области профессиональной ориентации учащихся и основываясь на результатах опытно-экспериментальной работы, мы разработали модель формирования у учащихся понятий о профессиях, которая представлена на рисунок 1.

Рис. 1.


Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свой темперамент, ориентироваться в мире профессий, планировать будущую жизнь и пути достижения успеха.

Данная модель включает в себя:

  1. Педагогические условия формирования у учащихся понятий о профессиях;

  2. Комплекс понятий о профессиях в содержании учебных предметов, изучаемых в начальных классах.

  3. Пути и средства формирования у учащихся понятий о профессиях.

  4. Эффективные технологии формирования понятий о профессиях.

Первые компонент модели - педагогические условия формирования у учащихся понятий о профессиях предполагает создание условий для зарождения и развития необходимых понятий.

В условия вошли:

  • диагностика формирования у учащихся понятий о профессиях;

  • целее направленный подход к учебным занятиям;

  • преемственность и непрерывность процесса формирования понятий о профессиях.

Прокомментируем каждое из условий.

Диагностика формирования понятий о профессиях у учащихся. В центре внимания диагностики находится личность ученика, уровень сформированности у него понятий о профессиях, изучение его отношения к труду и выполнение коррекционно-педагогических работ в зависимости от результатов диагностики.

Целенаправленный подход к учебным занятием. Этот подход можно рассматривать как создание целостной педагогической системы, направленной на формирование у учащихся понятий о профессиях. В систему входят содержание, методы, пути и средства процесса формирования.

Целенаправленный подход к учебным занятиям позволяет, во-первых, правильно выбрать педагогические технологии, направленные на формирование понятий о профессиях, во-вторых, развивать у учащихся критическое мышления.

Преемственность и непрерывность процесса формирования у учащихся понятий о профессиях заключается в отборе содержания понятий и последовательности их представления, а также в профессиональной ориентации учащихся на уроках и внеклассных занятиях.

Второй компонент модели-комплекс понятий о профессиях, представленных в содержании учебных предметов. Данный компонент содержит характеристику понятий о профессиях, связанных с изучением того или иного предмета, в связи с чем появляется возможность дать ученикам начальных классов более конкретное представление о профессиях.

Третий компонент модели определяет пути и средства формирования у учащихся понятий о профессиях. Имеются в виду традиционные методы и приемы –это рассказы учителя или специалиста о профессиях, встречи с известными людьми, представителями разных профессий, интегрированные уроки, экскурсии, кино и видеофильма и др.

Нетрадиционные формы – педагогические игры и информационные технологии.

Четвертый компонент модели - технологии формирования у учащихся понятий о профессиях. Имеется в виду технология проектирования и гарантирования конечного результата по формированию понятий о профессиях.

На основе описанной модели организуются интегрированные уроки с использованием межпредметных связей, в содержание учебных предметов вводятся дополнительные темы и информация, направленная на формирования понятий о профессиях у учащихся.


Основные термины (генерируются автоматически): профессия, учащийся, диагностик формирования, компонент, компонент модели, непрерывность процесса формирования, педагогическое условие формирования, профессиональная ориентация учащихся, средство формирования, целенаправленный подход.

Похожие статьи

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики

Роль уроков литературы в процессе становления личности школьника

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Похожие статьи

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики

Роль уроков литературы в процессе становления личности школьника

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики