Библиографическое описание:

Казакова М. А. Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2666/ (дата обращения: 18.12.2017).

Специализированные учреждения в России возникли относительно недавно. Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – СРЦ) Калтанского городского округа существует с 2000 г.

Основными задачами СРЦ являются создание благоприятных условий для максимально возможной реабилитации, коррекции развития воспитанников; обеспечение их возвращения в родную семью или, если это невозможно, определение в детские дома и дома-интернаты.

Воспитанниками одного из отделений СРЦ – отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет. Для этих ребят, независимо от их возраста, характерна общая черта – психологическая и социальная депривация, у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни. Применительно к понятию "зона ближайшего развития", введенному Л.С. Выготским, сензитивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе "ребенок—взрослый" на данной возрастной стадии.

Ежегодно около 30% от общего числа воспитанников нашего учреждения составляют дети дошкольного возраста. В процессе психолого-педагогической диагностики у воспитанников данного возраста также констатируется социальная и педагогическая запущенность.

Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности). При этом неразвитость затрагивает различные виды и формы развития и характеризует его особенности несбалансированностью психических процессов, дисгармоничностью индивидуально-психологических качеств личности, низкой активностью ребенка как субъекта собственного развития.

В психолого-педагогических исследованиях педагогически запущенные дошкольники характеризуются следующим образом:

  • слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас;

  • неразвитость мелкой моторики (проявляется при работе с карандашом, ножницами, пластилином);

  • неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности. Дети испытывают трудности при усвоении и использовании правил;

  • отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операционными навыками. Наличие проблем в понимании и удержании игровой задачи, требующие последовательных действий в течение всего периода ее решения. Неумение контролировать свое поведение;

  • низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы;

  • низкий уровень развития самоконтроля и самооценки. У детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования.

В виду недостаточности имеющихся методических разработок, рекомендаций и программ, направленных на социально-педагогическую коррекцию детей дошкольного возраста в рамках социальной реабилитации воспитанников, на сегодняшний день актуальной проблемой является поиск и освоение педагогами СРЦ наиболее эффективных и действенных технологий и методов коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 6,5 лет, направленных на всестороннее развитие детей, включающих познавательную, эмоциональную, социальную сферы, а также их физическое развитие.

Педагогом отделения СРЦ Калтанского городского округа Казаковой Мариной Александровной, был разработан методический материал, включающий в себя комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие различных психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), личностных качеств (самооценки, самоконтроля, произвольности), а также мелкой моторики. Основным средством коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками была взята игровая деятельность, в силу своей полифункциональности.

Современная наука рассматривает игровой метод как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольника, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В игре формируются все стороны психики ребенка.

Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов и личности в целом.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в игре впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности. Самостоятельность человека во время реализации игрового сюжета безгранична. Ребенок в игре может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит удовлетворение. Все это дает возможность ощутить свою значимость, стать всемогущим, желанным.

Именно в игре развиваются психические качества дошкольника, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития – младшему школьному возрасту. В рамках ведущей деятельности необходимо возникают новые виды занятий, направленные на формирование и перестройку психических процессов.

Ведущая деятельность определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.

Это позволяет сделать следующий вывод: игровая деятельность является ядром в психическом развитии дошкольника.

Результаты игры разнообразны: более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.

В работе с дошкольниками нами был сделан акцент на играх с правилами, на подвижных и дидактических играх. В ходе этих игр, дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свои действия и своё поведение.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их. Задачи дидактических игр - разнообразны. Они могут быть связаны с развитием речи, закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является также окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Подвижные игры оказывают, прежде всего, физическое воздействие: они требуют, выполнения организмом ребенка ряда физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствуют правильному росту и развитию. Эти игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы не только интеллектуального, но и физического развития ребенка, его оздоровления.

Достаточное насыщение жизнедеятельности детей играми содействует их всестороннему развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера, функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и, тем самым, профилактике заболеваний.

Необходимо отметить значимость пальчиковых игр в развитии мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика является одним из продуктивных средств развития ребенка.

Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию в развитии ребенка. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Ещё одной важной целью пальчиковых игр является следующее: эти нехитрые упражнения позволяют скоординировать работу правого и левого полушария головного мозга – таким образом, они взаимодействуют синхронно и слаженно. Эти игры образовывают своеобразный «мост» между полушариями, тем самым развивая и воображение ребенка (за которое отвечает правое полушарие), и его речевое развитие (работа левого полушария). Если этот «мост» сформирован, то и нервные импульсы возникают чаще, мыслительные процессы активизируются, развивается внимание малыша, его способности. Именно в таких играх малыши обогащают свой опыт различными сенсорными впечатлениями, развивается внимание, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребенка к счету, осознать различные понятия (ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др.). В пальчиковых играх, где происходит тактильный контакт с другими детьми или со взрослым, у детей формируется чувство уверенности в себе, что важно для развития адекватной самооценки.

Опираясь на целевое назначение игр, была проделана работа по подборке различных групп игр и их систематизации, направленных на развитие и коррекцию личностной, познавательной, физической и эмоционально-волевой сфер.

С целью развития восприятия, использовались следующие игры: «Узнай предмет», где ребенок определяет вещи на ощупь (пуговицы разной величины, катушки, шарики, ручки и т.д.) в полотняном мешочке; «Сделай так», где дошкольник конструировал или рисовал, опираясь на образец; «Собери капельки в стакан», где ребенок в соответствии с заданным цветом, выбирает определенные капельки (бумажный шаблон) и складывает их в стакан. Большой интерес вызвали у детей игры, направленные на развитие внимания: «Хлопай – топай», где ориентируясь на движения взрослого, ребенок совершает хлопок или топает; «Будь внимателен», где дети выполняют гимнастическое упражнение по словесной команде педагога. Такие игры, как «Что лишнее и почему?», «Из чего сделана посуда?», «Запоминай порядок» и др. направлены на развитие мышления. Часть игр, направленных на формирование самооценки, имеют подвижный характер и рассчитаны на коллективное выполнение, другие - предполагают оценивание ребенком себя в различные временные отрезки или в сравнении с другими детьми: «Белые медведи», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Оцени поступок», «Я разный» и т.д. На формирование самоконтроля и произвольности направлены игры, содержащие достаточно сложные задания, выполнение которых требует соблюдения многочисленных правил: «Лодочка», «Повтори узор», «Закрась правильно», «Красный, синий, зеленый», «Браслет», «Секретик» и т.д.

Данный методический материал был апробирован в работе с детьми дошкольного возраста на базе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Калтанского городского округа в период с 01.09.2011 г. по 10.01.2012 г.

В ходе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками были выполнены входная, а также контрольная диагностические процедуры с целью выявления исходного и итогового уровня развития детей.

В результате входной диагностики нами были получены результаты: 37 % детей имели средний уровень психического развития, 63 % детей - низкий уровень психического развития. Высокий показатель психического развития не имел ни один ребенок.

По окончании экспериментального исследования в ходе итоговой диагностики уровня развития детей были зафиксированы следующие результаты: 25 % детей имели высокий уровень развития психики, 63 % детей - средний уровень, 12 % детей - низкий уровень психического развития.

Для выявления корреляционной связи между показателями психического развития детей, полученными в ходе двух этапов исследования, мы провели сравнительный анализ данных.

Рис. 1. Сравнительная характеристика уровней психического развития детей


Данная диаграмма наглядно демонстрирует положительную динамику в развитии детей. У воспитанников дошкольного возраста наблюдались следующие изменения:

  • положительная динамика развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения у воспитанников дошкольного возраста;

  • повышение их уверенности в своих возможностях и развитие адекватной самооценки;

  • повышение уровня сформированности умения регулировать свое поведение и контролировать свои действия;

  • положительная динамика в развитии мелкой моторики, в умении координировать движения кистей рук.

Таким образом, необходимо констатировать, что использование комплекса разнообразных, подобранных нами групп игр, направленных на развитие и коррекцию психического развития воспитанников СРЦ дошкольного возраста, имело положительный результат. На наш взгляд, созданная нами методическая разработка может эффективно использоваться различными специалистами в отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних (педагогами, психологом, социальными педагогами, дежурными по режиму) в рамках осуществления коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, а также в дошкольных образовательных учреждениях.


Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

  2. Бондаренко А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М., Просвещение, 1983.

  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - М., 1966

  4. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2006.

  5. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)

  6. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. - Москва. - 1990.

  7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. - М., 2003.

  8. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя.- М. Просвещение, 1983.

  9. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 1982.

  10. Сиротюк А. Л. Программа развития интеллекта дошкольников

  11. Эльконин Д. Б. Психология игры - М. Просвещение 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детьми дошкольного возраста, психического развития, мелкой моторики, социальной реабилитации несовершеннолетних, развития детей, уровень психического развития, воспитанников дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, дошкольного возраста средствами, детьми старшего дошкольного, уровень развития, отделения социальной реабилитации, уровня развития детей, психического развития детей, Калтанского городского округа, развития воспитанников, условиях дошкольного образовательного, низкий уровень развития, развития фонематического восприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос