Изменения в системе образования Российской Федерации: утопия или поднятие целины? Английский ученый Ф. Кумбс представил свои замечания по поводу проблем в образовании в книге «Кризис образования в современном мире», где автор называет инновации не иначе как изменение, приспособление, разрыв. Кризис заключается в том, что важной стала способность реагировать и эффективно использовать стремительно внедряемые инновации. При всем этом традиционная система образования, стоящая на принципах просвещения, трансляции знаний, сохранения и воспроизведения знаний, становится неэффективной в условиях возрастающей информационной динамики, глобализации и модернизации общества.
Цель настоящей работы заключается в расширении опыта организации и планирования учебного процесса в высшем учебном заведении и оптимизации менеджмента обучения и контроля в эпоху информационных технологий. Безусловно, преподаватели, работающие в системе Российского образования, могут проследить скрупулезные и отчаянные попытки законодателей привести систему образования в России в должный порядок. В последнее время мы все наблюдаем технологизацию учебного процесса и его высокую мобильность. Поддержание оптимальной скорости выполнения требований Минобразования РФ требует огромной затраты времени и усилий преподавателя, который он/она могли бы затратить для преподавательской деятельности, поэтому качество и мониторинг учебного процесса не дали прагматических изменений в образовании. Более того, многие согласятся с тем, что последние нововведения (БРС, УМКД, и т.д.) делают процесс подготовки и представления учебного материала громоздким и непонятным. Так называемая в преподавательской сфере «бумажная работа» заслонила и заняла большую часть работы преподавателя. Многие подходы естественно заимствуются из западного опыта высшего профессионального образования, однако, быстрый переход на столь автоматизированный и быстрый темп работы советской системы образования не представляется возможным, так как установление такой системы образования требует, сначала, подготовки преподавательского состава (например, работать в системе Moodle), а потом логично говорить об инновациях в образовательной сфере.
Безусловно, говорить о проблеме высшего образования в России необходимо, но на сегодняшний день стране нужны конкретные действия. Личный опыт как преподавателя высшей школы позволяет мне заключить, что некоторые прагматические меры уже предпринимаются. В нашей статье мы хотели бы: – предложить конкретные решения по получению ощутимых результатов, которые должны носить системный характер. К таким действиям относятся:
- оптимизировать использование внутренних ресурсов вуза;
- внедрить инновации в образовательный процесс;
- выявлять и финансировать приоритетные направления;
- сформировать оптимальную финансовую архитектуру учебного заведения;
- разработать принцип повышения конкурентоспособности вуза;
- сотрудничать с различными предприятиями и фирмами (преимущественные субъекты инновационной деятельности в рыночной экономике – малые фирмы, средние предприятия и крупные корпорации).
Среди приведенных факторов, способность обеспечивать результативную разработку и внедрение нововведений – стратегический фактор поддержания конкурентоспособности вуза. Это является результатом разработки и совершенствования механизмов управления процессом создания и становления организационного знания. В связи с этим становится популярным такое направление, как управление знаниями и работниками. Соответственно, появляются новые требования к образовательным программам – вузовским, так и последипломным и корпоративным. Предлагаемая матрица формирования конкурентных преимуществ показывает, какую реструктуризацию необходимо проводить в вузе для того, чтобы усовершенствовать его работу в условиях рыночной экономики. В данный момент времени преждевременной задачей ставится максимум корректно организовать учебно-методическую и научную работу студентов с целью помочь преподавателю высшей школы больше времени уделять повышению собственной квалификации и профессионального и личностного роста. Говоря другими словами – сделать академический процесс мобильным и автономным для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Секрет этой волшебной системы менеджмента разработан нами и представлен как начальный инкубаторный вариант идеальной системы организации, проведения и мониторинга учебного процесса. Существует разная форма представления этой системы планирования. Её структура зависит от преподаваемой дисциплины и нагрузки по часам. Например, идеальный способ представления программы по практическим занятиям английского языка приведен ниже:
12. 05. 2013 |
16.05. 2013 |
18. 05. 2013 |
20. 05. 2013 |
22. 05. 2013 |
24. 05. 2013 Attestation |
Home-task:
Home-task:
Home-task:
Home-task:
Home-task:
Home-task:
Monologue
Best friend
Monologue
Favorite season
Monologue
The movie I like
Monologue
The global problems
Monologue
World and your impact
Monologue
I am a good person
Read and translate the text p. 122
Learn words 129
Read and translate the text p. 213
Learn words 35
Read and translate the text p. 162
Learn words 23
Learn the text by heart p. 219
Learn words 37
Read and translate the text p. 272
Learn words 28
Project:
I am a healthy person: Self-presentation
Dialogue
Why do I want to be a professional
Dialogue
How to cure the fever
Dialogue
My friend has an insomnia …
Dialogue
I have to call my insurance company …
Dialogue
What to bring to the patient in hospital ?
Dialogue
How many times do you visit a doctor ?
Lesson Plan
Lesson Plan
Lesson Plan
Lesson Plan
Lesson Plan
Lesson Plan
Present Simple
Present Continuous
Present Perfect
Past Perfect and Past. P.
Future Perfect.
Final test in Tenses
Translation of 7 sentences from Russian into English
Translation of 7 sentences from Russian
Translation of 7 sentences from Russian into English
Translation of 7 sentences from Russian into English
Translation of 7 sentences from Russian into English
Translation of 7 sentences from Russian into English
Tests
Tests:
Tests:
Tests:
Test
Далее приведена отсканированная программа, она заполнена баллами студентов. Данная система может эффективно применяться в мониторинге успеваемости студентов.
Если у вас возникает сомнение относительно эффективности данной инновации в «стенах» российских университетов, то вы окажетесь правы, так как современный студент не владеет навыками самостоятельности и самоорганизованности. Это проблема имеет своё обоснование, которое следовало бы разложить в виде последовательных ступенек иерархии:
- введение новых стандартов приёма абитуриентов (только по результатам ЕГЭ). Опираясь на свой личный опыт и опыт коллег, могу с уверенностью заявить, что уровень подготовки абитуриентов в средней школе неудовлетворителен. Это заявление основывается на том факте, что университет вынужден организовывать дополнительные профилирующие курсы или занятия для подготовки студента к обучению в вузе;
- снижение качества образования в вузе. Слабым аспектом следует считать слабое внедрение новых технологий в эпоху информационных и телекоммуникационных новшеств. Базовыми формами занятий остаются лекции, колоссальная аудиторная нагрузка, как на студента, так и на преподавателя, отсутствие элективных курсов, ориентация на запоминание и усвоение огромного количества готовых материалов и их решений. Например, два студента обратились в деканат с жалобой, что преподаватель английского языка задала изучить герундий самостоятельно. Более всего студентов шокировал факт, что они были свободны в поиске ресурсов. Это говорит о том, что студент в России, в отличие от Европы, не обучен самостоятельному поиску, анализу и синтезу информации. Было бы лишним говорить о поиске собственных решений;
- глобальной проблемой следует считать недостаточное развитие механизмов использования глобальной сети Интернет. Так, например, в университете с численностью 1,000 студентов будет катастрофически низкая успеваемость, когда вуз предоставляет 30 компьютеров в свободном доступе: в библиотеках, читальных залах и специально-отведенных помещениях. Сравним с самым обычным колледжем в Америке: один компьютер рассчитан на 10 студентов, таким образом, в колледже с количеством 3,000 студентов предоставляется от 250 до 300 компьютеров с дополнительными офисными возможностями (отсканировать, распечатать, ксерокопировать, отправить факс по стране). Без этого невозможно представить научно-исследовательскую деятельность студента;
- обсудить вопрос финансирования системы высшего образования в России будет логичным этапом после проблемы доступа к компьютерным технологиям в вузе. В Российской Федерации на образование выделяется 3% ВВП, а в Австралии 6-8%. Но дело не в сумме, так как если эти проценты перевести в реальные деньги, то получится, что российское образование ежегодно получает около 300 млрд. рублей. Проблема коренится в устаревших и неэффективных методах эссесмента и лидерства, в специалистах, не умеющих эффективно расходовать денежные средства.