Библиографическое описание:

Рахманова Ф. Ш. Педагогические основы семейного воспитания мальчика на базе национальных традиций [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Этнопедагогические и этнопсихологические традиции, присущие узбекской нации, в свою очередь, занимают важное место в решении социально-экономических проблем. История жизненного уклада узбекского народа свидетельствует о высоком уровне сплоченности семьи, о её всестороннем развитии. Узбекские национальные традиции имеют важное значение в воспитании сознания молодёжи национальной идеи независимости, в создании будущего великого государства, а также в выборе правильного направления в деле духовного воспитания, в том числе в подготовке мальчиков к семейной жизни. Национальные традиции требуют совместной деятельности в образовании и воспитании. В связи с этим центральное место занимают и определяют содержание национальных традиций следующие принципы: давать знания и получать знания; система мирового образования; поведение; преобладание национальных традиций и ценностей, единство морали; межнациональное согласие, патриотизм и любовь к народу, защита Родины, серьезность эстетического вкуса; овладение профессией; трудолюбие; защита природы; физическое закаливание; честность; доброта; прямолинейность; справедливость и правдивость; дружба; сотрудничество; заботливость; милосердие; умение прощать; бдительность; находчивость и другие. Эти качества, обладая общественным характерам, развиваются в семье в процессе подготовки мальчиков к семейной жизни. Поэтому в своем произведении «Семья и порядок управления семьей» Фитрат пишет о целях и задачах семьи, о её материально-духовных и правовых основах, об образе жизни мужа и жены, о месте мужчины и женщины в семье, о долге. Вторая часть произведения посвящена воспитанию ребенка. Размышляя о необходимости воспитания ребенка со дня рождения (физического, нравственного, умственного), он дает педагогические, психологические и медицинские научно – практические рекомендации. Его рекомендации и в настоящие время не потеряли своего значения [1, с.112].

Известно, в 80-е годы широко поднимался вопрос о подготовке молодёжи к семейной жизни. И.В. Гребенников создает программу и пособие «Этика семейной жизни и психология» для учащихся средних общеобразовательных школ. В программе и пособии предусмотрена межпредметная связь учебных предметов в подготовке молодежи к семейной жизни и воспитании здоровой личности. На базе программы и рукописи под редакцией И.В. Гребенникова был издан учебник «Этика семейной жизни и психология» [2, с.560]. В нём было обращено внимание на вооружение молодёжи знаниями и навыками в подготовке к семейной жизни.

В настоящее время преобразования в обществе вносят изменения в жизненном укладе людей. В жизни имеют место такие отрицательные явления, как расторжение браков. Причинами этому являются неподготовленность молодёжи к созданию семьи, к ведению семейного хозяйства ни в материальном, ни духовном планах, педагогико-психологическая безграмотность, зависимость молодых семей от родителей, духовная нищета. Из-за чего и возникла необходимость подготовки мальчиков – подростков к семейной жизни. По этой же причине была создана программа в учебном плане академических лицеев и колледжей. В программе были определены задачи подготовки мальчиков – подростков к семейной жизни. Программа предусматривает введение темы «Семья и её значения», проведение бесед об уважении к дедушкам и бабушкам, родителям, братьям и сестрам, проведение национальных праздников и национальных традиционных мероприятий. На занятиях рекомендуется межпредметная связь. Беседы, занятия с учащимися академических лицеев усложняются и они, чувствуя себя повзрослевшими, овладевают знаниями о семье, её задачах, гигиене и физическом воспитании, семейной этике и психологии. Курсу «Этика семейной жизни психология» в лицеях и колледжах отведено от 17 до 34 часов. В нем освещены вопросы создания семьи, подготовка к браку, семейные отношения и их закономерность, воспитание детей в семье, секреты хозяйства, традиции семьи.

Программа учебного курса (2010 г.) «Основы здорового образа жизни и семья» (спецкурс) отведено 16 часов. В ней анализируются проблемы влияние здорового образа жизни на членов семьи, показатели здоровья, причины, влияющие на здоровье, подготовка совершеннолетних детей к семейной жизни и целый ряд проблем, связанных со здоровьем человека [3, с.14].

От женщины и мужчины в их брачных отношениях требуется высокая степень нравственности психолого-педагогическая подготовка и культура. Поэтому подготовку подростков к семейной жизни необходимо начинать с первого года их жизни. Воспитание в молодёжи всех качеств и умение оценивать и сдерживать чувства, подготовка к семейной жизни – так оценивает значение программы И.В. Гребенников.

И.В. Гребенников, перечисляя общественную, нравственную, правовую, психологическую, эстетическую, хозяйственно-экономическую направленность, имеет в виду их взаимосвязь. Поэтому личность, её способности, характер, темперамент, самовоспитание, взаимовлияние общества и семьи, личности и семьи, психология межличностных отношений, культура отношений и общения, нравственные основы отношений юношей и девушек, женская гордость, внешняя и внутренняя красота, товарищество и дружба. И их национальные основы, любовь как высокое человеческое чувство, свойственные ей особенности, культура поведения влюбленных, её связь с общей культурой человека, любовь как средство воспитания, не допущение ошибки в любви – обо всем этом даются сведения в программе. Особое внимание уделяется одной из крупных проблем – теме брака и семьи, задачам подготовки к браку, его правовым основам. Анализируются вопросы семьи и её значение, общественно-экономические основы, основные задачи семьи, её особенности, взаимоотношения мужа и жены в семье, первые годы брака, семьи, ждущей ребенка, ступени развития семьи.

Самым важным в семье является создание среды для трудового воспитания мальчиков при подготовке к семейной жизни. В связи с этим как самая насущная задача возникает необходимость воспитания в мальчике трудолюбивого гражданина, умеющего вести и составить семейный бюджет.

Тема «Этика жизни», одна из важных тем, обращает внимание на этическое воспитание семьи, на связь её с членами семьи. В теме «Последствия разрыва семейных отношений» автор подробно освещает причины беды в семье, распады семьи, вопросы семьи и детей, заботы общества и семьи детях, защита материнства и детства, система, ступени развития личности, семейные традиции в воспитании, родительский долг, задачи, лидерство отца или матери в семье.

Известно, для обучения детей по предмету «Этика семейной жизни и психология» учителя сами должны пройти соответствующую подготовку.

В труде И.В. Гребенникова освещена главная идея автора – семья и история брака, особенности современной семьи и задачи, духовно-нравственные нормы в семейных отношениях, психологическая обстановка в семье, экономические вопросы. Надо отметить, в юности дружба, товарищество и проблема любви составляют основу жизни подростка. Теме – появление любви в подростковом и юношеском возрасте, умение её оценить, сберечь, не сбиться с пути – дается педагогико-психологический анализ.

Сегодня самой востребованной проблемой, стоящей перед педагогикой, является подготовка мальчиков к семейной жизни на основе национальных традиций и поэтому необходимо проанализировать, что даже брак, его значение и главные требования к нему, физическая и социальная зрелость подростка, нравственная готовность его к браку, его требований и условий.

Известно, настоящий мужчина – семьянин воспитывается в семье, в школе, в колледже и лицее, в вузе. Процесс развивается по определенной системе. Эта система основывается на следующих педагогических принципах: связь юношей – подростков с семейной жизнью; взаимосвязь всех направлений в развитии подростков; единство воспитания, образования и развития; сотрудничество воспитателя и воспитуемого; системность и взаимосвязь воспитания; учёт индивидуальных особенностей подростке и другие. Вместе с тем, дидактические принципы обеспечиваются научностью, удобством, наглядностью, соответствующими различными видами, методами и средствами образования. Осуществление всего этого дает возможность учитывать требования, поставленные перед обществом и семьёй при подготовке подростка к семейной жизни на основе национальных традиций.

Таким образом, создание здоровой среды в семье и правильная подготовка подростка к будущей семейной жизни на основе национальных традиций, организация своевременной подготовки, как в медицинском, так и в педагогическом аспектах являются целенаправленными. Здоровая обстановка в семье, её сплоченность, согласие и благополучие, участие в развитии и воспитании подростка махалли, медицинских, образовательных учреждений и общественных организаций, национальные ценности и традиции, государственных и негосударственных организаций, образцы устного народного творчества, воспитательные мероприятия, научные учреждения – сотрудничество всех этих средств создают общественно – педагогическую базу идеологии независимости.

Вместе с тем, дидактическим вопросам воспитания мальчиков-подростков и подготовки их к семейной жизни уделялось мало внимания.

В укреплении семьи, материальном обеспечении, сохранение семьи в морально нравственном отношении, в воспитании детей большая обязанность возлагается на отца. Для подготовки мальчиков-подростков к семейной жизни в образовательных учреждениях необходимо:

- в процессе обучения экономике на теоретических и практических занятиях учить экономичности, предпринимательству, бизнесу, правильному распределению семейного бюджета;

- на занятиях по гигиене учить правилам здорового образа жизни и физическому совершенствованию;

- на уроках педагогики учить духовно-нравственному совершенствованию, уважительным чувствам к будущей супруге, трудолюбию;

- на уроках психологии учить нравственному совершенствованию, бодрости, умению сдерживать чувства, себя в любых ситуациях, не идти на поводу чувств;

- на уроках философии воспитывать чувство осознания себя, семьи в развитии общества, своей роли в семье и т.д.

Необходимо обратить особые внимание на то, что в подростковом возрасте усиливается чувственность юношей, оказывающая влияния на их духовно-эмоциональное развитие, растущее чувство справедливости и правдивости, их важности в семейной и социальной среде, увлечение прекрасным и эстетическое восприятие будущей семейной жизни.

Наблюдения подтверждают, что цели по подготовке мальчиков к семейной жизни можно достичь по следующим направлениям:

- учить управлять собой в любой жизненной ситуации;

- воспитание и разносторонность эстетического вкуса;

- межличностные отношения в семье;

- физиолого-гигиеническая и духовно-нравственная подготовка подростка к семейной жизни;

- педагогические знания по вопросу воспитания детей;

- экономическое управление семьей;

- культура семьи;

- народные традиции, национальные ценности, развитие традиций;

- культура ведения семьи и другие.

Необходимо, чтобы вышеуказанные педагогические направления и принципы, связанные с семейной жизнью, опирались на научную основу и практику.

Решение данных вопросов началось в первые дни независимости. Было определено, что важным направлениям в развитии общества является воспитание детей, что в воспитании ребенка важна роль общества и семьи, долг и ответственность родителей. Особо выделены культура общения, создание здорового климата в обществе и здоровых отношений намечены идти предупреждения отрицательного во взаимоотношениях членов семьи, отражение в художественной литературе восточных, национальных отношений.

Таким образом, в последнее десятилетие проблема подготовки мальчиков-подростков к семейной жизни стала кульминационной педагогической проблемой. Она входит в число важных исследований в Узбекистане и требует внимания широкой общественности, учёных, работников образовательных учреждений.


Литература:

  1. Абдурауф Фитрат. «Оила». (На узбекском языке). Издательство – «Маънавият». Ташкент. 1998. – С.112.

  2. Гребенников И.В. «Этика семейной жизни и психология». (На узбекском языке). Издательство – «Укитувчи». Ташкент. 1984.

  3. «Основы здорового образа жизни и семья» (спецкурс). Программа учебного курса. – Ташкент. 2010. – С.14.

Основные термины (генерируются автоматически): семейной жизни, «Этика семейной жизни, национальных традиций, основе национальных традиций, будущей семейной жизни, подготовки мальчиков, семейной жизни психология», здорового образа жизни, основы семейного воспитания, учебник «Этика семейной, пособие «Этика семейной, предмету «Этика семейной, членов семьи, вопросы семьи, семейной этике, восприятие будущей семейной, семейной жизнью, основу жизни подростка, подготовка подростка, подготовке мальчиков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle