Библиографическое описание:

Сучкова Н. Н., Арефьева Е. И., Жупиева Е. И. Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2248/ (дата обращения: 13.12.2017).

Происходящие в нашем государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Взаимодействие образовательного учреждения с родителями воспитанников на современном этапе рассматривается в русле всесторонней педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника.

В Законе “Об образовании” сказано, что родители являются первыми педагогами своих детей, дошкольные учреждения создаются им в помощь. Определяющая роль семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества. Особенности воспитания детей в детском саду и семье имеют свою специфику, свои достоинства и преимущества, но есть и недостатки.

Воспитание в семье отличается эмоциональной насыщенностью отношений между родителями и ребенком: вниманием, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ним. Именно в семье удовлетворяется фундаментальная потребность ребенка быть принятым и любимым. В семье воспитание и обучение носит стихийный характер, родители имеют отрывочные представления об особенностях дошкольного детства.

В детском саду преобладают: деловая форма общения педагога с детьми, обращение воспитателя ко всем детям, дозированность индивидуального общения с каждым ребенком. В тоже время, процесс воспитания в детском саду носит целенаправленный характер, используются научно обоснованные программы, педагоги умело применяют различные методы воспитания и обучения, адекватные особенностям и возможностям детей-дошкольников, используют оценку как стимул их развития.

В процессе реализации программы сотрудничества ДОУ и семьи, мы столкнулись с рядом проблем. Анализ проведенного опроса родителей с целью определения их ориентации на сотрудничество с коллективом детского сада показал наличие у 40 % родителей педагогической пассивности – непонимание ими своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. У 30 % родителей отмечена недостаточная сформированность самокритичной оценки себя как воспитателя, не умение поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. 30 % родителей источником информации для себя выбирают собственную интуицию, самостоятельное использование педагогической и психологической литературы, либо получают информацию от воспитателей. За помощью к педагогам детского сада родители обращаются примерно в 35%, остальные (65 % родителей) не обращаются, потому что: считают, что справятся сами, не придают особого значения этим трудностям или считают это неудобным. Безусловно, что решение сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая, целенаправленная, многоуровневая работа по созданию единого пространства по воспитанию и развитию личности ребенка, его социализации во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Этим объясняется одно из приоритетных направлений в деятельности МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 153 по организации многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника.

Основными целями работы являются следующие:

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей

- квалифицированная поддержка родителей.

- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка.

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

- создание комфортной для развития ребенка семейной среды при помощи специалистов детского сада.

Содержание работы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Содержание определяется необходимостью решения следующих задач:

- объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом их интересов и особенностей, прав и обязанностей;

- осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка;

- способствовать гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

- забота об охране и укреплении здоровья детей (психическом, физическом, психологическом);

- предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями);

- совместная деятельность по созданию в ДОУ благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата в семьях воспитанников;

- подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;

- взаимодействие со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач.

Принципы взаимодействия с родителями: приглашать к сотрудничеству; находиться в партнерской позиции с родителями; показать родителям свое положительное отношение к их ребенку; вести конструктивный диалог с родителями.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Важно найти форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель». В связи с этим возрастает актуальность новых подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, что и определяет специфику избранного нами направления. Наше дошкольное учреждение ведет активный поиск эффективных и современных форм работы с семьями воспитанников. Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Мы используем следующие формы организации сотрудничества детского сада с семьями:

1. Анкетирование родителей для изучения семей воспитанников (медико-социально-педагогическое) с целью выявления возможных трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания, что помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с семьями, так же помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей.

2. Стендовые консультации для родителей.

3. Родительские собрания (общие и групповые), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации, собрания с показом детской деятельности по художественному творчеству; круглый стол - общее собрание для родителей подготовительных к школе групп совместно с учителями начальных классов МОУ СОШ № 24 г. Иркутска «Повышение уровня педагогической компетенции родителей в подготовки родителей к школьному обучению».

3. Психолого-педагогические практикумы. Семинары-практикумы позволяют проводить обучение родителей элементарным психологическим представлениям. Родительские группы невелики - от 5 до 10 человек, но в такой немногочисленной группе, тем не менее, повышается активность участников. Тематика разговоров в группах со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем и к обсуждению проблем родителей, мешающих им в общении с ребенком. Проведение психолого-педагогических практикумов позволяет повысить компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

4. Проведение Дней открытых дверей. Мероприятия планируются в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Родители активно посещают мероприятия с участием детей, знакомятся с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса, заполняют анкеты по результатам посещения, дают отзывы и пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

5. Педагогические и музыкальные гостиные. Эмоционально-позитивные встречи с родителями в неформальной обстановке вызывают интерес участников к педагогическим находкам. Участвуя в них, родители знакомятся с организацией музыкальной деятельности, коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работой в детском саду.

6. Мастер - классы. Эффективная форма позволяет педагогам представить родителям систему работы с детьми по определенной теме, показывает, как применить на практике новую технологию или метод. Проведение мастер – классов помогает нам организовать полноценное творческое взаимодействие участников педагогического процесса на основе интеграции различных видов деятельности: музыкальной, игровой, художественно-эстетической.

7. Домашний театр. Полагаем, что одним из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста является именно театр. Кукольные спектакли в нашем детском саду проходят ярко, красочно, динамично, особенно радует детей то, что в таких мероприятиях принимают участие их родители.

8. Организация совместных конкурсов и праздников. Наше дошкольное образовательное учреждение не первый год работает над развитием новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений, праздников с участием детей, родителей и сотрудников.

9. Детско-родительские творческие проекты с целью формирования представлений об успешности каждого ребенка и развитие его творческих способностей средствами проектной деятельности, повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в развитие ребенка.

10. Детско-родительский клуб - эффективная форма совместной деятельности педагогов и родителей. Мы рассматриваем клуб как добровольное объединение родителей, основанное на принципах личной заинтересованности и взаимоуважения, созданное для решения практических задач воспитания, оптимизацию эмоциональных отношений между родителями и детьми через взаимодействие в совместной деятельности, повышения авторитета педагогов дошкольного учреждения. В детском саду для родителей работают: клуб «Здоровье дошкольника» и школа «Будущий первоклассник».

11. Организация выставки новинок методической, психолого-педагогической литературы для родителей, выставок детского творчества.

Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Благодаря эффективной работе сотрудников детского сада с родителями, включение их в педагогический процесс, использование многоаспектных форм работы, успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей. Родители приобретают педагогический опыт, где огромное влияние на взаимоотношение ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок в детско-родительских отношениях.

Согласно проведенному опросу наиболее популярными формами работы родители отметили: мероприятия с участием детей и родителей, родительские собрания, мастер-классы, Дни открытых дверей, педагогические гостиные, родительский клуб.

Мы уверены, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.

Многоуровневая форма работы с родителями оказывает реальную помощь в воспитании детей, направляет наш педагогический коллектив на творчество и поиск новых форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольном образовательном учреждении, детского сада, детском саду, воспитания детей, семьями воспитанников, дошкольного учреждения, семейного воспитания, личности ребенка, участием детей, развития личности ребенка, воспитании дошкольника, Сотрудничество дошкольного учреждения, воспитании старшего дошкольника, развития детей, Особенности воспитания детей, полоролевом воспитании старшего, родителей педагогической пассивности, развития ребенка, задач воспитания, педагогической компетенции родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос