Дистанционное обучение: взгляд учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Хапалажева, Э. А. Дистанционное обучение: взгляд учителя / Э. А. Хапалажева, Т. В. Чертыковцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18043/ (дата обращения: 01.05.2024).



В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, педагогика, методика дистанционного обучения, социальная психология, личность учителя, интерактивность, средства обучения.

Во время пандемии COVID-19 в нашей стране произошел резкий, но необходимый переход на дистанционный формат обучения. Нововведение было применено не только в учреждениях высшего и среднего специального образования, но и общеобразовательных школах. Произошел данный переход крайне стремительно, к чему не были готовы ни преподаватели, ни ученики.

Одни из первых работ по методике дистанционного обучения появились еще в 2000-х годах, когда не у каждого ребенка и даже учителя был персональный компьютер. Дистанционное обучение предлагалось использовать и ранее, посредством радиовещания и телевидения, но именно в начале XXI века начало появляться привычное нам современное дистанционное обучение посредством сети Интернет. На данный момент дистанционное обучение представляет собой комплексную систему средств, методов, подходов и технологий, позволяющих сделать обучение на расстоянии качественным и ни в чем не уступающим очному. В работах Е. С. Полат отмечается, что для успешного и качественного дистанционного обучения важно спроектировать учебный процесс заранее, продумать и подобрать необходимое методическое обеспечение, использовать современные педагогические технологии, осуществлять обратную связь, организовывать методическую и психологическую подготовку педагогов [2, с 70].

Основанием для написания данной статьи стало проведение опроса. Опрос проводился посредством заполнения электронной анкеты, где большинство вопросов были с вариантами ответа. Данный опрос был размещен в сообществах для преподавателей в социальных сетях. В опросе приняли участие 132 преподавателя общеобразовательных школ. Мы представим результаты анонимного опроса преподавателей, а также проанализируем их. Вопросы касались не только методики преподавания и основных проблем, с которыми столкнулись преподаватели, но и их отношения к дистанционному формату обучения.

Первые два вопроса касались физического и психологического состояния преподавателей в период дистанционного обучения, для 50 % преподавателей дистанционный формат оказался тяжелее, чем очный, в обоих аспектах. Причем легче очного дистанционный формат дался только 16,7 % опрошенных. Это позволяет сделать вывод, что каждый второй преподаватель не был готов физически и морально к длительному нахождению у персонального компьютера и не смог применить знания о здоровьесберегающих технологиях, которые применяются при дистанционном обучении. По результатам исследования, 27,3 % преподавателей относятся к дистанционному формату обучения нейтрально, отрицательно к нему относятся уже 33,8 %, положительные эмоции данный формат вызывает у 38,8 % опрошенных, что говорит о позитивной динамике общественного мнения в отношении дистанционного обучения. Многие преподаватели начинают понимать перспективность и функциональность дистанционного обучения.

Следующие вопросы касались используемых технологий, организации обратной связи и выстраивания деятельности на занятиях. Для организации обучения на расстоянии необходимо осуществление двусторонней видеосвязи, что позволяет участникам образовательного процесса не только получать больше визуальной информации и ощущать присутствие других, но и позволяет преподавателю отслеживать уровень мотивации и осуществлять функцию контроля [1]. К сожалению, почти в 16,7 % случаев видеосвязь была только со стороны учителя, а на 10 % занятий видеосвязи не было вовсе. Это может говорить о том, что более четверти уроков было проведено без соблюдения особенностей дистанционного формата обучения. Без применения двусторонней видеосвязи теряется интерактивность и скорость обратной связи, которые необходимы для данного формата обучения.

Важно также отметить, что на качество занятий также влияло отсутствие благоприятных внешних условий, таких как отдельная комната и тишина в помещении, где располагался персональный компьютер. О данной проблеме сообщили 39,4 % респондентов, но самой распространенной проблемой, с которой столкнулся 41,7 % учителей, было отсутствие необходимого технического оснащения, такого как наушники, микрофон, камера, современный и быстродействующий компьютер.

Около 60,6 % преподавателей отметили, что уровень мотивации детей относительно очного формата сильно упал, и в то же время 47,7 % учителей признали, что на их занятиях учащиеся были скорее слушателями. Нужно обладать высоким уровнем внутреннего контроля, чтобы сохранять мотивацию при пассивном восприятии потока информации, от учащихся начальной и средней школы крайне опрометчиво ожидать высоких показателей мотивации при отсутствии интерактивности на занятии. К данному пункту также важно отнести убежденность 56,1 % преподавателей в том, что успеваемость учащихся ухудшилась. На фоне ощутимой тенденции к снижению показателей успеваемости и мотивации преподаватели также отметили, что на 48,5 % занятий цели и задачи занятия выполнялись медленнее и сложнее, чем на занятиях в классе, в то же время, 23,5 % опрошенных заявили о том, что цели и задачи урока в большинстве случаев не выполнялись.

Данные оценки преподавателей могут быть близки к действительности. Это связано с тем, что преподаватели предпочитали использовать принцип наглядности, забывая об интерактивности и включенности учеников, об этом говорит перечень самых используемых средств для обучения, которые выбирали сами преподаватели: презентации (80,3 %), видеоматериалы (71,2 %), демонстрация материалов (48,5 %). Все перечисленные ранее средства ориентированы на пассивное восприятие информации. Только 33,3 % преподавателей использовали на своих занятиях интерактивные материалы или совместное взаимодействие с материалами.

Методика дистанционного обучения начала разрабатываться вместе с появлением первых домашних персональных компьютеров, за годы работы над этой темой педагоги и ученые старались разработать алгоритмы работы в дистанционном формате, сформировать и сформулировать основные правила, которые предстоит соблюдать [3]. На период начала пандемии уже существовали методические рекомендации к дистанционному обучению, но, тем не менее, преподаватели общеобразовательных школ даже при высоком уровне компьютерной грамотности не смогли в полной мере принять данный формат обучения и научиться с ним работать. На наш взгляд, сложность организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе состоит не только в факторах, которые не относятся напрямую к образовательному процессу(материальная составляющая технического оснащения, потребность в тишине и отдельном рабочем месте), но и в недостаточной методической подготовленности кадров, недостаточности их теоретических знаний основ обучения дистанционно. Особой проблемой стала невозможность современных преподавателей обеспечить интерактивность своих занятий.

Литература:

  1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-9916–9202–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511715 (дата обращения: 20.03.2023).
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13152–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518642 (дата обращения: 20.03.2023).