Детский характер: основные направления и способы его воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, С. Ю. Детский характер: основные направления и способы его воспитания / С. Ю. Васильева, С. Н. Забородская, С. В. Божкова, В. В. Яшина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17945/ (дата обращения: 02.05.2024).



В этой статье говорится о том, что же такое характер и от чего он зависит. А также о том, какие качества являются основными свойствами характера.

Ключевые слова: характер, врожденные качества, приобретенные качества.

Актуальность данной темы заключается в том, что характер у каждого свой и формируется по-разному.

Итак, что же такое характер? Каждый из нас понимает это слово по-разному. Например, когда мы восхищаемся, то говорим: «Вот это характер!», а когда что-то нас не устраивает, то мы, наоборот, с негодованием произносим: «Ну и характер!». Каждый из нас имеет свой характер: хорошо это или плохо?

Поскольку у нас у каждого имеются свои индивидуальные особенности, то все мы под характером понимаем разное сочетание особенностей, исходя из своего жизненного опыта.

Есть три группы качеств, которые являются основными свойствами характера.

Первое: это отношение к какой-нибудь деятельности. Например, усидчивость или самостоятельность, трудолюбие или добросовестность.

Второе: это отношение к самому себе. Здесь проявляются такие качества, как гордость или чувство собственного достоинства.

И третье: отношение к окружающим. Например, доброта и чуткость, отзывчивость и заботливость. Все эти качества очень важны, и их необходимо воспитывать у ребенка уже с детства.

К примеру, в ребенке можно воспитать чувство собственного достоинства и самостоятельность, а может еще развиться и равнодушие. Это очень распространено в наше время. А бывает, наоборот, что ребенок не в состоянии поставить перед собой цель и довести какое-нибудь дело до конца, хотя по натуре является чутким и добрым.

Тут можно возразить, что характер передается по наследству, и не все возможно воспитать. Особенно это заметно в семьях, где воспитывается не один ребенок, а несколько. Родители часто сетуют, что воспитывают детей вроде одинаково, а по характеру они абсолютно разные. А зависит ли характер ребенка от каких-то природных особенностей?

Что же является врожденными, а что приобретенными качествами? Итак, врожденными, т. е. наследственными свойствами являются:

1) работоспособность;

2) баланс возбуждения и торможения;

3) переключаемость нервных процессов;

4) динамичность нервных процессов.

Что касается работоспособности, тут понятно, что некоторые дети бывают выносливыми от природы, а другие, наоборот, часто устают хоть в игре, хоть при выполнении какого-нибудь задания. Что касается баланса процессов, то одни дети могут быть шумными или непоседливыми, а другие спокойные и тихие. Также одни дети могут с легкостью переключаться с одной деятельности к другой, например, от сна к игре. А другие, наоборот, медленно все это делают.

По динамичности нервных процессов дети тоже все разные. Для одних бывает легче привыкать к новым требованиям, они обычно охотно выполняют все требования. Тогда как другие могут следовать этим поручениям охотно, но все- же привыкнуть им гораздо сложнее. И все-таки характер детей не зависит от этих природных особенностей. Это подтверждает тот факт, что даже в одной семье, где воспитываются близнецы, все равно не будет одинаковых условий для них. Ведь обстоятельства бывают разные.

И все же воспитать некоторые свойства характера можно. Только помочь или затруднить это могут индивидуальные особенности нервной деятельности. Например, если ребенок чувствительный, то будет сложнее воспитать у него самообладание в отличие от спокойного ребенка. А усидчивость легче воспитывать в уравновешенных детях, нежели возбудимых.

Необходимо помнить, что у всех детей индивидуальны психологические особенности, но, тем не менее, во всем должно проявляться влияние взрослых на ребенка. Все мы стараемся воспитывать у детей, прежде всего, послушание, нравственные качества, активность, хорошее поведение, любознательность и т. д. При этом важно помнить, что у всех детей разные особенности развития, поэтому нужно уделять внимание положительным особенностям нервной деятельности. Вот почему у подвижных детей нужно делать акцент на воспитание устойчивых интересов и мотивов поведения.

При правильном решении этой задачи, у ребенка могут проявиться такие качества, которых не было раньше. Это терпеливость, упорство и умение доводить начатое дело до конца. Чтобы избежать легкомыслия и самоуверенности, нужно воспитывать у него нравственные чувства для выполнения различных требований со стороны взрослых. Если ребенок, наоборот, неуравновешен и возбудим, то родители должны предупреждать их вспыльчивость.

Необходимо воспитывать у таких детей настойчивость, самообладание, умение правильно оценивать свои силы, а также продумывать решения своей деятельности. Взрослым нужно объяснять ребенку свои требования выполнить то или иное правило, чтобы предупредить вспыльчивость или упрямство. При этом надо проявлять требовательность, а не уговаривать.

Если дети от природы медлительны, то у них нужно воспитывать такие качества, как активность и инициативность. С такими детьми надо чаще ходить в цирк, парк, лес, чтобы развивалось воображение. Чувствительным детям нужна поддержка и соблюдение режима дня. Такие дети тщательно готовятся к выполнению поручений, поэтому нужно обращаться к ним с чуткостью и доброжелательностью. А самое главное, следует помнить, что только благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых, у детей появится уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Джонсон С. М. Психотерапия характера. — М.: Центр психологической культуры, 2001. С. 10 -110.
  2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. — М.: Академия, 2006. С. 46–64.
  3. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека: Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия по психологии. — СПб.: Питер, 2001. С.95–104.
  4. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.2. Субъект деятельности. Кн. 1. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. В. Петухова. — М.: УМК, Психология, Генезис, 2002. — С. 128–136.

Ключевые слова

характер, врожденные качества, приобретенные качества