Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в православной гимназии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Конюшихина, Н. В. Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в православной гимназии / Н. В. Конюшихина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/487/17925/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье автор пытается определить пути влияния музыки на духовно-нравственный облик ребенка в православной гимназии.

Ключевые слова: православная гимназия, музыка, духовная музыка, духовно-нравственное воспитание, Россия, ребенок.

Ф. М. Достоевский выражением «красота спасет мир» говорил о внутренней, сердечной красоте человека, подразумевая православную идею спасения мира через восстановление в человеке образа Божия. Согласно Священному Писанию, человек — образ и подобие Божие, поэтому основная задача образования и воспитания — воссоздать этот образ, облагородить сердца воспитанников, развить у них стремление к совершенству.

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние», — писал в своих творениях Святитель Василий Великий [1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

— нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.

Как известно, образцом такой любви является Господь Иисус Христос, поэтому любовь к Богу есть основание и первое условие правильных отношений человека к другим людям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Музыкальное воспитание и образование в России было когда-то таким, когда в основании формирования личности ребенка лежала, прежде всего, практика церковного пения. В любом учебном заведении — от приходской школы до губернской гимназии изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку он слушал еженедельно на церковных службах, сам пел в школе и на клиросе, она была частью его жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и, собственно, детские песни.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике музыкального образования главным становиться обращение обучающихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей, а также опыт музыкально художественного творчества.

Рабочая программа по музыке в православной гимназии может быть ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Музыка» авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, приоритетным направлением содержания которой является русская музыкальная культура. Духовно-нравственное развитие включает в ней четыре раздела: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православный церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира [2].

Духовная музыка — это музыка религиозного содержания. Многие великие художественные и музыкальные произведения были созданы для украшения храмов. На этих великолепных творениях можно и нужно воспитывать детей, чтобы они стремились к духовному совершенствованию. После многолетнего ослабления духовной жизни во время гонения на православие, в наши дни, при формировании личности детей, мы должны опираться на законы Божии.

Рабочие программы уроков музыки каждого года обучения в православной гимназии могут быть составлены с учетом дат некоторых двунадесятых и великих праздников, дней празднования особо почитаемых святых православного церковного календаря, благодаря чему будет происходить введение детей в мир духовной жизни людей, знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнопениями.

Так, например, на уроках второй четверти при изучении темы «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины» дети познакомятся с библейским сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника Рождества Христова, произойдет осознание ими образов рождественских церковных песнопений (тропарь, кондак, величание), смысла народных песен-колядок. Переходя из класса в класс, с каждым годом обучения, эти знания детей углубятся, расширятся, разовьется устойчивый интерес и потребность приобщения к православным традициям, то есть постепенное воцерковление.

Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность — как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому — она и является для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Примером такой музыки являются произведения М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева и др. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более ярким станет его общее развитие духовно-нравственное.

«Воспитание из всех дел — самое святое», писал Феофан Затворник, действительно, духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в православной гимназии — на первый взгляд, простая, а по сути своей сложная задача для педагога. Здесь требуется знание возрастной психологии и педагогики, глубокое знание основ православной культуры, строения богослужебного цикла, особенностей содержания и исполнения православных песнопений. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает, они многое заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Более всего учитель воспитывает не только методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в душе ребенка. Цель педагога — улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанников. Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.

Ценность музыки особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка — это чрезвычайно важное и ничем не заменимое средство для воспитания современного человека.

Литература:

  1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад, 1901. Ч. 5.
  2. Музыка 1- 4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Русская музыка в школе / Под ред. Л. А. Рапацкой. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Петракова Т. И. Монография: Духовные основы нравственного воспитания. — Москва: ИМПЭТО, 1997.
  5. Игумен Георгий (Шестун). Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект) / Г. (. Игумен. — Текст: электронный // ORTOX: [сайт]. — URL: http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/editor_files/file/Шестун %20Автореферат.pdf (дата обращения: 14.04.2023).

Ключевые слова

Россия, ребёнок, духовно-нравственное воспитание, музыка, православная гимназия, духовная музыка