Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

XLVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 11.04.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/487/17906/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева (1870 -1945), по инициативе которого он и был создан, который по своему составу это был совещательный межведомственный орган, а также рассматривается постановление Народного Комиссариата Совета Народных Комиссаров.

Ключевые слова: правительственная реакция, централизация вузов, народное просвещение, органы управления, профессиональное образование, вузовская среда.

In this article, the author analyzes projects for the development of higher education in the Russian Empire from Emperor Nicholas II at the beginning of the XX century, to the creation of the Council for Higher Educational Institutions under the leadership of the Minister of Public Education P. N. Ignatiev (1870–1945), on whose initiative it was created, which in its composition was an advisory interdepartmental body, The resolution of the People's Commissariat of the Council of People's Commissars is also being considered.

Keywords: government reaction, centralization of universities, public education, governing bodies, vocational education, university environment.

В годы правительственной реакции, наступившей после революции 1905–1907 годов, а также условия начавшейся Первой мировой войны повлияли на социальный состав студенчества.

Если в начале XX столетия на долю дворян приходилось более 50 %, то в 1916 году совокупная доля потомственных дворян и детей личных дворян, чиновников и офицеров составила 34 %.

Примерно на одном уровне с 1900 по 1916 год сохранялась доля лиц духовного звания, сыновей почетных граждан и купцов, сыновей мещан и цеховых.

После 1905 года дорога в университеты открылась представителям казачества, что является социальным итогом их роли в годы первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина принесли свои результаты крестьянству: зажиточное крестьянство стремительно набирало силу, а их дети к 1914–1916 годам составляли в университетах 13 % от общей численности студентов. Среди студентов других вузов (технологических, политехнических и т. д.) выходцев из городских слоев (дети мещан и цеховых) и крестьянства было еще больше.

Система управления высшей школой носила ведомственный характер. Государственные вузы находились в ведении 10 министерств. Министерства самостоятельно определяли свою политику, входили с законодательными предложениями в Совет Министров, Государственный совет, Государственную Думу, «всеподданнейше» докладывали Николаю II. В ведении Министерства народного просвещения находилось 28 государственных и 39 «неправительственных» вузов. Министерство торговли и промышленности ведало 13 вузами, 6 из которых были государственными. Министерство земледелия руководило 5 государственными и 6 частными вузами. 4 государственных и 7 «неправительственных» вузов были в ведении Министерства внутренних дел; 14 государственных вузов приходилось на ведомства: военное (6), морское (3), путей сообщений (2), юстиции (2), иностранных дел (1). Еще 8 вузов имели Святейший Синод (5), Собственная его императорского величества канцелярия по учреждениям императрицы Марии Федоровны (2), императорский Двор (1).

При такой системе управления процветал ведомственный подход, не позволявший высшим учебным заведениям полностью реализовать образовательный, научно-исследовательский потенциал. Ограничение деятельности вузов потребностями «самообеспечения» отраслей кадрами вызывало недовольство такой системой прежде всего в вузовской среде. Свои планы были и у правительства, недовольного тем, что распределение вузов по отраслям причиняло существенный вред всему учебно-воспитательному строю, как писал об этом И. Д. Делянов.

В конце XIX — начале XX века существовали два проекта изменения системы управления учебными заведениями: первый, предполагавший централизацию вузов под эгидой Министерства народного просвещения, и второй, сохранявший ведомственно-отраслевой подход к управлению вузами.

Первый проект поддерживался правительством, поскольку он был рассчитан на централизацию управления высшей школой, что обеспечивало правительственный контроль за всеми сторонами деятельности вузов. Николай II рассматривал Министерство народного просвещения как главного руководителя учебного дела, в связи с чем 7 июля 1899 года министр Н. П. Боголепов получил императорское предписание «соблюдать относительно высших учебных заведений, хотя бы состоящих в заведовании различных министерств и главных управлений, возможного единообразия в руководстве внутренней жизнью таковых заведений».

Консерватизм правительственных кругов был ответом на студенческие беспорядки, охватившие высшую школу в феврале 1899 года. Однако в конце XIX века министерства и ведомства заблокировали надвигавшуюся централизацию. На предложение Николая 11 подчинить все вузы министру народного просвещения Совет Министров ответил дружным отказом. Не удалось провести аналогичное решение ни в 1901, ни в 1910 году.

В марте 1916 года был создан Совет по делам высших учебных заведений. Совет действовал под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева, по инициативе которого он и был создан. По своему составу это был совещательный межведомственный орган.

Наметившаяся линия на координацию органов управления образованием нашла продолжение в императорском Указе от 11 марта 1916 года, в соответствии с которым был учрежден Совет по делам профессионального образования в империи.

Председателем Совета был назначен П. Н. Игнатьев, членами — представители ведомств, в том числе от Министерства народного просвещения — 15 человек, торговли и промышленности — 3, земледелия — 4, путей сообщения, главного управления почт и телеграфов, Академии художеств и Святейшего Синода — по одному. Преобладающее положение в Совете занимали представители Министерства народного просвещения (17 из 30).

Совет по делам профессионального образования в империи получил право рассматривать предложения ведомств об издании новых и изменении действовавших законоположений о специальных высших учебных заведениях; планировать развитие высшей специальной школы; координировать деятельность ведомственных специальных высших учебных заведений; согласовывать систему специального и общего высшего образования; составлять заключения по вопросам, предложенным Советом Министров.

История отвела Совету по делам профессионального образования в империи время только на 2 заседания: 16 и 17 ноября 1916 года. Доказать свою жизнеспособность Совет не успел. Идеологическим преемником Совета стала созданная Временным правительством Комиссия по реформе высших учебных заведений. Комиссия успела прийти к выводу о необходимости объединения всех высших учебных заведений в одном ведомстве, однако реализовать это намерение не успела.

Перестройка школы и всей системы народного образования началась с первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции. А. В. Луначарский (1875–1933), утвержденный на II Всероссийском съезде Советов народным комиссаром просвещения (нарком), 29 октября 1917 года в своем обращении «К гражданам России» изложил основные задачи Советской власти в области просвещения: всеобщее обязательное начальное бесплатное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, демократизация народного образования, учет местных и национальных условий, привлечение учителей к обсуждению вопросов строительства новой школы, щедрый бюджет просвещения.

9 ноября 1917 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении Государственной комиссии по народному образованию, которой поручалось общее руководство народным просвещением в стране. В январе 1918 года началась ликвидация прежних органов управления школами — учебных округов. Упразднялись должности попечителей учебных округов, директоров и инспекторов народных училищ. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих и крестьянских депутатов. Формирование отделов народного образования в губерниях, уездах и волостях получило законодательное завершение в Декрете от 26 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в Российской Республике».

15 декабря 1917 года Наркомпрос принял Постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению». Через некоторое время, 21 января 1918 года, Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому объявлялась свобода совести, отменялись всякие праволишения, привилегии и ограничения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры. В учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений и исполнение обрядов религиозного культа. Церковь устранялась от вмешательства в дела школы.

23 февраля 1918 года все учебные заведения (высшие, средние и низшие, общеобразовательные и специальные) были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения. Это постановление было затем подтверждено Декретом Совета Народных Комиссаров от 5 июня 1918 года.

Литература:

  1. Багдасарьян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н. Г. Багдасарьян // Педагогика. — 2008. — № 5.
  2. Бобров В. В. Актуальные проблемы современного содержания образования / В. В. Бобров // Философия образования. — 2002. — № 5. -
  3. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнение европейских экспертов). М., 2003.
  4. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005.
  5. Вержбицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вержбицкий — М.: ИЦ, 1999.
  6. Воскресенская Н. М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н. М. Воскресенская // Вопросы образования. — 2004. — № 3.

Ключевые слова

профессиональное образование, органы управления, народное просвещение, правительственная реакция, централизация вузов, вузовская среда