Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермолаева, Е. В. Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР / Е. В. Ермолаева, Л. Н. Сизова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17894/ (дата обращения: 30.04.2024).



Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Л. И. Швецова

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его сверстники, он развит иначе.

Л. С. Выготский

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, которые лучше всего подходят для развития мелкой моторики.

Статья содержит рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые могут столкнуться с проблемами мелкой моторики. Представленный подход ориентирован на индивидуальные потребности каждого ребенка, что позволяет достичь наилучшего результата.

В целом, данный материал будет полезен не только специалистам, работающим с детьми с нарушениями развития, но и родителям, которые ищут эффективные методы для помощи своим детям в развитии мелкой моторики. Статья является ценным ресурсом, обобщающим опыт и знания, которые могут быть использованы для создания оптимальных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: нарушение развития, ТМНР, дети инвалиды, мелкая моторика, педагогические методики, комплекс развивающих занятий

Одним из главных направлений работы с детьми-инвалидами является формирование и развитие мелкой моторики. Это очень важно для детей, страдающих тяжелым множественным нарушением, которое характеризуется органическим поражением ЦНС и затрагивает многие аспекты развития, включая интеллект, речь и коммуникацию, общую и мелкую моторику, поведение и сенсорную сферу. Для этих детей очень важно получать психолого-педагогическую помощь в специализированных образовательных и реабилитационных учреждениях, а также в центрах социальной защиты и реабилитации. В разных учреждениях используются различные методики и подходы, которые помогают детям развивать мелкую моторику, облегчая им тем самым жизнь и увеличивая возможности для социальной интеграции.

Тяжелое и множественное нарушение развития характеризуется наличием умственной отсталости, двигательных нарушений, тяжелых нарушений речи, нарушений функций анализаторных систем, повышенной судорожной готовности, расстройств эмоционально-волевой сферы, аутистических расстройств и других нарушений. Такие дети имеют специфические особенности в психофизическом развитии, которые включают медленный темп обучения, высокую утомляемость, непроизвольное внимание, неустойчивость настроения и зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Они также имеют индивидуальные особенности эмоционального и поведенческого характера, серьезные речевые дефекты и различные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Однако каждый ребенок является уникальным, и его особенности должны учитываться при разработке индивидуального подхода к воспитанию и обучению.

Недавно дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития были исключены из образовательного пространства, и считались необучаемыми. Однако сегодня проблема включения таких детей в образовательное пространство до сих пор остается одной из наиболее сложных и трудно решаемых. Изучение умственного развития детей со сложными нарушениями включает в себя психолого-педагогическое обследование, которое является важной составляющей комплексного подхода. При этом особое внимание уделяется изучению потенциала ребенка в основных линиях развития и его чувствительности к коррекционному воздействию, то есть к коррекционному обучению. Определение индивидуальных особенностей каждого ребенка помогает создавать оптимальные условия для его развития и включения в образовательный процесс.

Для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития выделяются несколько уровней осуществления деятельности, от совместных действий с педагогом до самостоятельной деятельности обучающегося и сотрудничества ребенка с родителем. Целью образовательной деятельности является переход от уровня, достигнутого ребенком, к тому, что еще предстоит освоить. Для эффективности коррекционной работы целесообразно фиксировать уровень развития ребенка по нескольким показателям в начале и конце года и отслеживать динамику его развития. Основные требования к методике обучения включают использование игровой формы, эмоций и подражательности, предметно-действенного обучения, детальное расчленение материала, постепенное усложнение самостоятельных действий детей, частую смену видов деятельности, повторяемость материала, индивидуальную и дифференцированную работу на уроке, а также эмоциональную положительную оценку малейших достижений ребенка со стороны учителя. Эти требования помогают создавать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития часто сталкиваются с трудностями в освоении навыков, требующих тонких и дифференцированных движений, таких как удержание карандаша, кисти, застегивание пуговиц и другие. Они могут полностью зависеть от помощи окружающих в проведении гигиенических процедур, одевании, раздевании и кормлении, а во взрослой жизни часто нуждаются в постоянном присмотре и уходе. В таких случаях основным средством поддержки является специальная психолого-педагогическая помощь, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей ребенка-инвалида. Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка и типологических особенностей детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, так как это важно для их полноценного развития. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку совершать точные движения кистей рук и пальцев, что необходимо для выполнения повседневных заданий, таких как навыки самообслуживания. Координированные движения мышц пальцев и кистей рук помогают улучшить моторику и навыки ребенка, что в свою очередь дает ему возможность стать более независимым и самодостаточным в повседневной жизни.

Мелкая моторика — это сложная комбинация координированных действий между нервной, мышечной и костной системами, при выполнении точных движений кистями и пальцами рук и ног, ко всему этому добавляется зрительная система. Развитие мелкой моторики является очень важной задачей для детей с ТМНР. Массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами — все эти игры и упражнения помогают развивать мелкую моторику у детей.

Нами были изучены, отобраны и апробированы педагогические методики, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей с ТМНР. Мы разработали комплекс развивающих занятий, который включает элементы театральной деятельности. Работа ведется в тесном сотрудничестве учителя-дефектолога и психолога. Мы считаем, что такой комплекс помогает детям не только развивать моторику, но и улучшать коммуникативные навыки и общение с окружающими. Мы готовы поделиться нашим опытом с другими специалистами и родителями детей с ТМНР, чтобы помочь им достигнуть полноценного развития и преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются.

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ТМНР через интеграцию разных видов деятельности с использованием сказки «Колобок».

На подготовительном этапе были даны задания для развития пальцев и моторики рук:

1. Массаж Су-Джи терапии. Одно из упражнений:

Ежик колит нам ладошки,

Поиграем с ним немножко,

Ежик нам ладошки колит

Ручки нам лепить готовит.

2. Занимательные упражнения по логоритмике И. С. Лопухиной

«Апельсин» [4]

Мы делили апельсин. Дети имитируют апельсин и отламывают по дольке.

Много нас. Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывает один палец.

Это долька для — ежа. Загибает большой палец левой руки.

Это долька для — стрижа. Загибают указательный палец.

Это долька для — утят. Загибают средний палец.

Это долька для — котят. Загибают безымянный палец.

Это долька для — бобра. Загибают мизинец.

А для волка — кожура. Имитация рук, что бросают.

Он сердит на нас — беда. Сжимают руки в кулачки и прижимают к груди.

Второй этап строился на работе с пластилином.

Игра с пластилином предлагалась в следующей последовательности:

  1. Разогрев, размяв руками пластилин; скатать из пластилина шарики круговыми движениями ладоней рук;
  2. Расплющить шарики большим или указательным пальцем;
  3. Повторить первое упражнения. А затем раскатать шарики и прямолинейными движениями рук от себя к себе, как колбаска, рулет.

Детям были предложены трафареты с контурным рисунком, на которых были изображены герои сказки «Колобок». Совместно с педагогом, кто не может сам, рука в руке, сопряженно. Для поддержания игрового интереса использовались стихотворения.

«Я леплю из пластилина»

Пластилин я в руки взял,

Мял, давил, крутил, слеплял.

Перемазал им все руки,

Своей воле покорял.

Вроде бы всё так легко,

Взял кусок, потом ещё,

Вместе их соединил,

Вот и что-то получил.

Гладил, форму улучшал,

Где неровно поправлял,

Руки вытер, оценил,

Наконец-то завершил. (Л.Серебрякова)

Для развития мелкой моторики у детей с ТМНР мы использовали занятия по мозаичной пластилинографии. Работа с пластилином помогает массировать пальцы и благотворно влияет на определенные отделы головного мозга. Дети создавали своих персонажей и превратили их в театр на чашках. На следующем этапе мы предложили детям принять участие в создании рисунков на трафаретах в виде героев сказки «Колобок». Этот метод способствует развитию мелкой моторики и помогает ребятам создать свои первые рисунки. После подготовки картонных фигур героев сказки мы прикрепили их к пластиковым чашкам и начали творить театр-сказку. Учитель-дефектолог выступал в роли ведущего, а психолог — вместе с детьми — героями. Такой подход помог разнообразить занятия и сделать их более увлекательными для детей с ТМНР. Наша работа показала, что использование элементов театральной деятельности вместе с упражнениями для развития мелкой моторики является эффективным методом работы с детьми с ТМНР. Он помогает улучшить их коммуникативные навыки и дает возможность проявить творческий потенциал.

Загадываем загадки детям про животных диких, которые есть в сказке.

— Зубасто, серовато, по полю рыщет, Телят, овец ищет. ( Волк )

— Длинное хвостище, рыжее волосище, а сама хитрища. (Лиса)

— Крепок зимний его сон — Любит спать в берлоге он. (Медведь)

— Зимой — беленький, летом — серенький. (Заяц)

А сейчас мы с вами будем путешествовать по сказке колобок.

Действие происходит в сенсорной комнате на песке. У домика сидят дед и бабка (педагоги), герои сказки прикреплены к чашкам (педагоги с детьми вместе двигают героев и озвучивают) включаем аудиозапись сказки «Колобок» (Сюжеты сказки проигрываются ребенком в песочнице)

Подведение итогов — «Сегодня мы путешествовали по сказке «Колобок», вспомнили ее героев, сами вылепили их из пластилина, сделали свой театр на чашках! Какие мы молодцы!»

Выводы:

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует индивидуального и подгруппового подхода, а также тесного взаимодействия специалистов, что позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей. Развитие мелкой моторики и координации движений рук проводится в доступной игровой форме, без скуки и переутомления. Систематичность занятий и их регулярность играют большое значение, поскольку только тогда можно рассчитывать на наилучший результат. Тем не менее, каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Данные занятия позволяют развивать у детей тонкие, контролируемые движения рук, обогащать кругозор и словарный запас, а также улучшать эмоциональный фон и контакт с педагогами. Такой подход помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать трудности и достигать оптимального развития.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 475 с.
  2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. — М.: Владос, 2013. — 239с.
  3. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
  4. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение.- Корона-Принт 2021 г. — 128с.
  5. Субботина Е. И. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательном пространстве. Современное педагогическое образование — 2019г. — № 2 — с.151–154

Ключевые слова

педагогические методики, мелкая моторика, нарушение развития, ТМНР, дети инвалиды, комплекс развивающих занятий