Профилактическая роль физической культуры и спорта в системе высшего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 02.04.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Ю. Я. Профилактическая роль физической культуры и спорта в системе высшего образования / Ю. Я. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17891/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается профилактическая роль применения физической культуры и спорта для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии и как немедикаментозное средство воздействия на здоровье молодых людей в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение статистических данных структуры заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями среди населения под воздействием стрессогенных ситуаций. Предложены решения по качественному использованию физической культуры и спорта в системе высшего образования по профилактике заболеваний и укрепления общего здоровья студентов с целевым уклоном создания стереотипа здорового образа жизни будущих специалистов нашей страны.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, профилактика, здоровый образ жизни, система образования, учебно-воспитательный процесс.

Актуальность данной темы соотносится с современными требованиями здоровьесбережения студентов как будущих востребованных профессионалов и достойных граждан нашей страны. Формирование у студентов положительного отношения к занятиям физической культурой в системе высшего образования, практического применения теоретических знаний в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии и как немедикаментозное средство воздействия на здоровье молодых людей в образовательном пространстве высшего звена. Значение физической культуры в профилактике развития многих заболеваний и прежде всего в нарушении работы сердечно-сосудистой системы как некого конгломерата поддержания жизненных потребностей человека посредством развития культуры физической деятельности и использования спорта. Понятийный аппарат терминов физической культуры соотносится с пониманием роли физической активности как регуляторной системы качественной жизненной парадигмы, что более всего необходимо молодому поколению.

Современный период характеризуется стрессовыми составляющими, касающимися всех сторон общественной жизни. Соответственно, быстрые вводные на социальные изменения, рост числа инфекционных заболеваний, увеличение природных катаклизмов негативно воздействуют на нервную деятельность студентов, что приводит к появлению таких патологических проявлений как депрессивные состояния и возникновению неврозов. Доказательная медицина соотносит нестабильность эмоциональной состоятельности как самый вероятный фактор развития сердечно-сосудистых заболеваний. Уже со второй половине ХХ века основную опасность для здоровья населения и проблему для здравоохранения стали представлять в первую очередь болезни сердечно-сосудистой системы, которые в настоящее время являются ведущей причиной заболеваемости, смертности взрослого населения. В этом контексте значение профилактической значимости физической культуры неоценимо.

Состояние физического развития и, в частности сердечно-сосудистой системы во многом определяет физическую и умственную работоспособность студентов. Статистика, начиная с начала 21 века, дает неутешительные данные о положении дел с сердечно-сосудистыми заболеваниями в настоящее время. В мире ежегодно умирают от сердечно-сосудистых заболеваний приблизительно 4 млн. человек, это составляет половину всех смертей, в два с половиной раза больше, чем от всех злокачественных новообразований. Значительный удельный вес среди сердечно-сосудистых поражений занимает гипертоническая болезнь, так ее проявления находят у почти 5 % всего населения земного шара. В России диагноз гипертония имеют 25–30 % населения.

В возникновении гипертонической болезни большую роль играют нервно-эмоциональные факторы, пол, возраст, наследственность, уровень труда и другие факторы, особенно отрицательные эмоции оказывают очень большое влияние на уровень артериального давления.

Приоритетное значение физической культуры актуализируется как профилактического фактора в предотвращении возникновения или развития сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонических кризов, своим воздействием на студентов в качестве регулятивной системы режимных циклов и средств оптимизации двигательной активности для сохранения и повышения работоспособности студентов в учебное время.

«Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [1].

Соответственно, значимость искомого понятия в силу своей мультифакторности не только в развитии физических качеств, но и в немедикаментозном воздействии на студентов в поддержании здоровых жизненных функций и профилактического стабилизатора здоровья. Формирование у студентов позитивного стереотипа в занятиях физической культуры должно стимулироваться, возможно в виде повышенной стипендии, студенты, принимающие активное участие в пропаганде здорового образа жизни через использование занятий физической культурой, должны награждаться грамотами.

Для устойчивого интереса к физической культуре важна пропагандистская направленность к необходимости физкультурных занятий студентов с использованием современных технологических достижений, с необычной актуальной для молодых людей подачей этого материала медийными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — «Образовательные организации, с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности» [1].

Образовательная деятельность в контексте занятий физической культуры у студентов должна проводится с творческим подходом, с применением современных спортивных залов, тренажеров.

Основными целеполагающими средствами физического воспитания студентов вузов является: «комплекс организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных обеспечить оздоровление студентов средствами физической культуры и спорта». [2]. Содействовать в подготовке всесторонне развитых специалистов высокопроизводительного труда по избранной профессии и защите нашей страны.

Предложены пути решения использования занятий физической культурой и спортом как профилактического фактора сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии у студентов высшего звена:

  1. При формировании базового физкультурного образования учитывать особенности и возможности природных денных каждого студента, с предпочтением и развитием новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности уровне, в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, с использованием в регулярном порядке: ходьбы, бега, прыжков, плавания и других двигательных активностей для укрепления физических способностей, таких как: сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость, что укрепляет сердечно-сосудистую систему организма студента.
  2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на «формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность» [3, с. 28]. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.
  3. Профилактическая направленность имеет цель на немедикаментозное сопровождение студента, через укрепление адаптационных возможностей человека по сопротивлению различным инфекциям, укреплению высшей нервной деятельности, развитию физической активности, через воспитательные задачи по привитию здорового образа жизни и обязательным посещением занятий по физической культуре и использование спорта в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что профилактика заболеваний посредством использования физической культуры и спорта имеет давние традиции в российской истории. Ярким примером служит возрождение норм ГТО для всех возрастных групп, нельзя забывать народную мудрость «дешевле профилактировать, чем лечить». Реализующими средствами являются: занятия по двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов, и целевой установкой является формирование осознанной потребности студента как будущего успешного специалиста в поддержании здорового образа жизни с использованием физической культуры и спорта в повседневной жизнедеятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. — Дата обращения: 23.03.2023 г.
  2. Васильева Ю. Я. Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре / Ю. Я. Васильева // Педагогическое мастерство: материалы XXXVIII Международной научной конференции, Казань, 20–23 ноября 2022 года. — Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Молодой ученый», 2022.
  3. Вестник Научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс] / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Амурский гуманитарно-пед. гос. ун-т». — Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2017. № 2–28 с.
  4. Дианов Д. В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д. В. Дианов, Е. А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2018. — 184 с.