Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Нас много, но мы все разные!» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 29-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17844/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: дружба, дети, толерантность.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы — семья, и мы — друзья.

Мы — народ, и мы — едины.

Вместе мы непобедимы.

В. Орлова

Тип проекта: продуктивный, краткосрочный, познавательный, информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (04.11.22–07.11.22)

Возраст: 5–7 лет.

Участники проекта: воспитатели, педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ответственные за проект: музыкальный руководитель — Береговина Л. Н., учитель-логопед Сафиуллина Г. Н.,

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Актуальность.

Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас — общая история прошлого, настоящего и будущего. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга, понимать друг друга — независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным, если его основы будут заложены в семье ребёнка. Ведь именно семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Где бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем — вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами, в мире и согласии, быть терпимее, сочувствовать, уважать и соблюдать не только свои традиции и обычаи, но и других народностей — закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

Цель проекта.

Воспитание толерантности и дружеского отношения к разным народам мира.

Задачи:

— Формировать знания об особенностях национального быта, традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов разных народов;

— Воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства;

— Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.

— Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

— Развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;

— Формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;

— Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

— Создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;

— Тематическое занятие, концерт;

— Беседы о Родине, о родном городе, о дружбе народов;

— Чтение детских книг на нравственно-патриотические темы, о дружбе,

— Беседы о разных народах мира, их культуре, ценностях, их обычаях;

— Использование игр, музыкального материала, стихов для разучивания на данную тематику, пословиц и поговорок разных стран и народов мира.

— Просмотр слайдов, презентаций, кинофильмов, телевизионных передач для детей,

— Организация выставки на тему дружбы народов;

— Привлечение родителей к участию в проекте.

Ресурсы проекта:

1. Фортепиано, музыкальная акустическая система, мультимедийный проектор, компьютер, ЖК телевизор;

2. Иллюстративный материал:

— картинки с изображением музыкальных инструментов России, народом мира;

— картинки с изображением символики России, природы и родного края, символики разных стран и государств;

— видеофильмы с записью игры на инструментах,

3. Атрибуты:

— набор детских музыкальных инструментов: ложки деревянные, ложки веерные, коробочки, клавесы, копытца, треугольники, металлофоны, ксилофоны, бубны, шаркунки, бубенцы, колокольчики, дудки, свистульки, барабаны, трещотки — пластинчатые, круговые;

— флажки, цветы, платки, шарфики и платочки.

4. Пособия:

— музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры, «Игры народов мира», «Хороводные игры», Патриотические игры «Моя Россия — Родина моя!»

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Разработка плана проектной деятельности на тему: «Нас много — но мы все разные!».

3. Подборка стихотворений, загадок, песен,

Мультфильмов, наглядно-дидактического материала на данную тему, подвижных, пальчиковых игр, материала для изобразительной деятельности, художественной и познавательной литературы для чтения детям.

5. Ознакомление родителей с планом работы над проектом.

6. Разработка сценариев, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала

II этап

Основной

Музыкальный руководитель:

Разучивание песенного материала, танцевальных композиций на тематику;

Прослушивание и разучивание детских песен:

«Гляжу в озёра синие в исполнении Е. Шавриной;

«Когда мои друзья со мной» слова М.Танича, музыка В.Шаинского;

«Дружба — это чудо» слова С.Астраханцева, музыка С.Апасовой;

«Песня о дружбе» слова М.Пляцковского, музыка М.Парцхаладзе;

«Песня о дружбе» слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева;

«Дорогою добра» слова Ю.Энтина, музыка Марка Минкова;

«Дерево дружбы»;

«Детство» слова В.Степановой, музыка Е.Филипповой;

«Трёхцветный мой флажок» музыка Н. Орловой;

«Росистая страна Россия» слова Н. В. Куржос, музыка Е. И. Розова;

«Росиночка — Россия» слова И.Шевчука, Е.Зарицкой;

«Фонарики дружбы» слова М.Пляцковского, музыка.Зарицкой;

«Мир тебе, Земля» слова и музыка С. Нейкурс;

«Дружба народов» Е.Капель;

«Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского;

«Солнечный круг» слова Л.Ошанина, музыка

А.Островского;

Разучивание танцев, хороводов:

Русский народный танец «Калинка» диск № 2 Т. И. Суворова;

«Как у наших у ворот» р.н.м.;

«Во саду ли в огороде» — «Танец с платочками» р.н.м;

танец «Украинская полька», «Гопак», «Казачок»;

дагестанский танец: «Танец с кувшином»;

Армянский танец «Кочари»;

«Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева;

Танец «Дружба»;

Грузинская джигитовка.

— разучивание игр:

«Маланья»;

«Ручеек»;

«Посади картошку — «бульбу»;

«Золотые ворота»;

«Колпачок»;

«Заплетись, плетень»;

«Никанориха»;

«Лавочка»;

«Цветы и ветерки».

Учитель-логопед:

— Разучивание стихов на тему дружбы народов, о доброте, о милосердии;

— Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе, смелости, доброте и вежливости, воспитанности, милосердии;

— Словесные игры на развитие словообразования и словоизменения.

Инструктор по физической культуре:

— знакомство играми народов мира;

— оформление буклетов «Игры народов мира»;

— разучивание игр:

Грузинские игры:

«Кто первым оседлает коня»;

«Мяч в кругу»;

«Игра в лягушки»;

Армянские игры:

«Скачки»;

«Перетягивание палки»;

«Пастух»;

Украинские игры:

«Третий лишний»;

«Перепелочка»;

Русские народные игры:

«Пятнашки»;

«Земля, вода, огонь, воздух»;

«Камешки»;

«Крепость».

Воспитатели:

Беседы:

Беседы с детьми «Дружба народов», «Мы — многонациональный народ», «Нас много — мы все разные».

Сюжетно-ролевые игры:

«Похвали себя», «Ладонь в ладонь»;

«Надо договариваться»;

«Мы все разные»;

«Клубочек»; «Семья».

Дидактические игры:

«Найди отличия»;

«Подарок другу»;

«Корзинка добрых дел и поступков»;

«Вежливые слова».

— Чтение художественной литературы:

О терпимости- «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

О доброте — «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»;

О смелости — «Гуси-лебеди»;

О смекалке — «Волк и семеро козлят»;

Г-Х.Андерсон «Русалочка», «Гадкий утенок»;

И.Крылов «Лебедь, Рак, Щука», «Волк и ягненок»;

Аксаков «Аленький цветочек»;

Киплинг «Маугли»;

Братья Гримм «Кот в сапогах», «Король Дроздобород»;

А. А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»;

А.Лингрен «Карлсон, который живет на крыше».

Просмотр мультфильмов о толерантности, доброте и обсуждение их.

«Бюро находок», «Лесные сказки», «Золотая антилопа»,

«Димка и Тимка»

— Художественно-творческая деятельность

Рисование:

«Хоровод дружбы»;

«Дерево ладошек»;

«Ты и я, мы — друзья!»;

«Мы разные».

Лепка:

«Дружные ребята»;

«Давайте жить дружно!»;

«Дружба — великая сила!»;

«Если добрый ты».

Аппликация:

«Дружат дети всей земли»;

«Цветок дружбы»; «Дружба народов — единство России».

— Оформление уголка в группе «Мы — многонациональный народ»;

— Оформление фото — выставки «Ты и я — мы друзья!», «Дорогою добра»;

— Оформление выставки рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета».

— Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм.

Родители:

— сбор информации о родственниках, проживающих в разных странах и государствах;

— обсуждение и подготовка литературно-музыкальной композиций, песен, танцев;

— создание атрибутов;

— сопровождение детей во время экскурсии;

— подготовка совместной с детьми творческой работы на выставку;

— участие в подготовке рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета»

III этап Заключительный

1. Выставка детских рисунков «Мы разные по цвету кожи», «Мирная планета»;

2. Тематический досуг «Нас много и мы все разные — но друзья, прекрасные!»;

3. Флешмоб «Вместе дружная семья»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— Расширение знаний детей об особенностях национального быта разных народов;

— Формирование представлений об истории, традиции, жизни людей разных стран;

— Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

— Вовлечение родителей по вопросам воспитания нравственно–патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Литература:

  1. Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В. Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.
  2. Кочетков Е. Раскраска «Народные костюмы», Москва, 2006.
  3. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.

Ключевые слова

дети, толерантность, дружба