Использование технологии критического мышления при обучении орфографии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Монгуш, Ч. Т. Использование технологии критического мышления при обучении орфографии / Ч. Т. Монгуш. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 44-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17843/ (дата обращения: 04.05.2024).



В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования технологии критического мышления, рассматриваются методы и приемы данной технологии, используемой на уроках русского языка.

Ключевые слова: инновационная технология, технология критического мышления, методы и приемы обучения, учебная и творческая деятельность учащихся, навыки аналитической деятельности.

Современный урок требует использования инновационных технологий. Использование инновационных технологий на уроках — это реальность, которая стоит перед нами и с которой надо считаться. Бесспорно, внедренные инновационные технологии приоритетны в развитии образования. Важно учесть, что характер таких уроков предполагает не знания в готовом виде, а поиск знаний самими учащимися, то есть реализация творческого потенциала каждого, также получение знаний учащимися без авторитаризма, где ученик сам проявляет свою инициативу и самостоятельность.

«Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:

1) использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с «прозрачным» ассоциативным рядом),

2) видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его),

3) логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию),

4) учетом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального)» [5].

Многие исследователи определяют инновационные педагогические технологии как «систему методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях» [2]. Иначе говоря, учащиеся должны брать на себя ответственность за свое обучение, критически относиться к любой информации и не принимать ее без доказательств.

Инновационный подход к обучению позволяет организовать процесс обучения таким образом, чтобы урок приносил ребенку радость и пользу, не превращаясь при этом просто в развлечение или игру. И, возможно, именно на таком уроке, как сказал Цицерон, «глаза слушателя загорятся о глазах говорящего».

Использование такого подхода имеет большие преимущества. Процесс обучения становится интересным для учеников, что повышает их активность, развивает навыки самостоятельного приобретения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность приобретенных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств, формирование лидерских качеств и развитие творческого потенциала ученика, как личности.

Из этого можно сделать вывод, что инновационные педагогические технологии — это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. Можно отметить, что опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения инновационных педагогических технологий в учебном процессе. Эффективность их применения зависит от способности педагога воспринимать эти нововведения.

В исследовательской работе использованы труды Т. В. Кумекина «Использование инновационных технологий в обучении русскому языку» (2022). Г. К. Раимбекова «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» (2022), М. Н. Харабаджах «Проблема готовности учителя к внедрению инновационных педагогических технологий в школе» (2020).

Целью настоящей исследовательской работы является определение эффективности использования инновационных технологий обучения как активизации учебной и творческой деятельности учащихся 5 класса при изучении орфографии.

В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы.

Невозможно перечислить все разнообразие технологий, поскольку творчески работающий учитель с каждым разом открывает для себя и своих учеников все новые разработки. Мы определили наиболее распространенную технологию при обучении орфографии: технология критического мышления.

Рассмотрим инновационную технологию подробнее.

В век глобализации и информатизации, чтобы не теряться в большом потоке информации, чтобы не переутомляться, учащимся надо уметь организовывать свою деятельность. И для создания адаптивных условий для каждого ученика педагогу следует применять технологию критического мышления. Использование такой технологии предполагает использование определенных методов и приемов с целью развития и активизации учебной и творческой деятельности учеников.

Термин «критическое мышление» использовали в своих трудах Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Брунер, и каждый из них внес значительный вклад в создание теории технологии критического мышления.

В настоящее время в научных и методических источниках можно найти различные трактовки этому термину. Д. Браус и Д. Вуд утверждают, что «это поиск здравого смысла», следовательно, критическое мышление — это умение объективно рассуждать и логично действовать, с учетом своей точки зрения и других, а также в способности отказаться от собственных предположений. Технология критического мышления была разработана такими американскими педагогами, как Джинни Стил, Кертисом Мередитом, Скоттом Уолтером и Чарльзом Темплом.

Технология развития критического мышления — это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Эта методика помогает формированию нового стиля мышления, развитию таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, что очень необходимо в нашей действительности. Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности, к самостоятельному поиску информации. На уроках, где используются формы данной технологии, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся своими мыслями друг с другом, читают и пишут, обсуждают прочитанное [1].

Технология критического мышления включает три стадии:

  1. Вызов;
  2. Реализация смысла;
  3. Рефлексия.

Далее эти три стадии можно выразить в схеме (рис. 1).

Стадии технологии критического мышления

Рис. 1. Стадии технологии критического мышления

Первый этап — вызов — обязателен на каждом уроке. На этой стадии активизируются и обобщаются имеющиеся у учащихся знания по данной теме, формулируются вопросы, на которые хотелось бы получить ответа.

Методический прием «шесть шляп» — эффективное средство формирования ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анализирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее решения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого соблюдения инструкции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т. п.); 3) ценностно-смысловых: направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с методикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание; 5) коммуникативных: направленных на готовность к социальному взаимодействию, когда школьники взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения [4].

Использование технологии критического мышления решает ряд следующих вопросов: повышение мотивации учащихся, заинтересованность в решении учебных задач, развитию навыков отбора информации и т. д.

Например, при изучении темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» на первом этапе — вызова, ученикам можно предложить задание, в котором надо, во-первых, ответить на несколько вопросов по содержанию текста.

Содержание задания № 1. Прочитайте текст и выполните следующие задания:

  1. Давайте вспомним что говорит ослик?
  2. Для того, чтобы определить тему урока, обратимся к тексту. Выделенные глаголы в них слова нужно распределить в два столбика.
  3. Почему мы так распределили слова?
  4. Какие глаголы имеют одно лексическое значение?
  5. Что такое корень?
  6. Какое фонетическое явление представлено в этих словах?
  7. Какие гласные чередуются?
  8. Почему ослик советует не глядеть на приставку? Можете ли Вы сказать, что глаголы соберу , собирал имеют одно лексическое значение?
  9. (Наблюдение). Определите вид глаголов. Какой вывод можно сделать? Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

Ослик говорит: «И-а!»

Так и ты пиши в словах:

Соберу, но собирал,

Замереть, но замирал,

Затереть, но затирал,

Запереть, но запирал,

Расстелить, но расстилал,

Разжечь, но разжигал,

Заблестеть, но заблистал,

Выдеру, но выдирал,

На приставку не гляди,

Крики ослика ищи.

На втором этапе — реализация смысла предлагается следующее задание, в котором надо устно ответить на вопрос по теме урока.

Задание № 2. Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких — буква И? От чего зависит выбор Е-И в корнях?

Задание № 3. Опираясь на полученные результаты (знания), выполнить тренировочное задание.

Нап..рать, расст..лет, расст..лать, бл..стеть, прод..раешься, пост..лешь, соб..раешься, проб..рают, заж..гать, забл..стать, бл..стать, зам..рают, заст..лать, выт..реть, ум..раем, нат_реть.

На стадии реализации смысла (или стадии осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между новым и ранее усвоенным материалом [1].

На третьем этапе — рефлексии ученикам надо попробовать сформулировать правило и составить кластер.

Задание № 4. Составить кластер по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Задание № 5. Выборочный диктант с решением ребуса. Решая ребусы, запишите слова в корнях, которых пишется и:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

и другие.

Задания такого рода пробуждают интерес у учащихся, вместе с тем дети учатся отбору информации, учит рассуждать логически и принимать продуманные решения.

Для закрепления пройденного материала предпочитаемо применить прием «толстых» и «тонких» вопросов. Например, продолжите предложение: «Буква и в корнях с чередованием пишется, если …?»; ответьте на вопрос: « В корнях с чередованием гласных е - и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква

При использовании инновационной технологии — технологии критического мышления ожидаются следующие ярко выраженные результаты:

  1. у учащихся вырабатывается умение выражать свои мысли;
  2. научились использовать исследовательские методы;
  3. работа в паре и в малой группе увеличивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяет их словарный запас;
  4. совместная работа способствует пониманию материала;
  5. процесс познания у детей обретает статус индивидуальности;
  6. результат работы учащихся становится продуктивным.

Внедренные инновационные технологии приоритетны в развитии образования. Такие уроки предполагают поиск знаний самими учащимися, то есть реализация творческого потенциала каждого, также получение знаний учащимися без авторитаризма, где ученик сам проявляет свою инициативу и самостоятельность, он формирует в себе умение учиться самостоятельно. Именно с помощью применения технологии критического мышления ученик на первой стадии использует свои предыдущие знания и ставит себе цель на уроке. На второй стадии ребенок в значительной степени самостоятельно решает учебные задачи. А третья стадия поваляет учителю выявит уровень усвоения знаний учеником.

Использование данной педагогической технологии и ее приемов позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им формулировать цели своего урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Виды работы на каждом этапе урока также интересны.

Преимущества использования приемов технологии критического мышления:

— Повышенная ответственность за качество собственного образования.

— Развитие навыков работы с текстами любого типа и с большим объемом информации; овладение умением интегрировать информацию.

— Способность вырабатывать собственное мнение формируется на основе осмысления различного опыта, идей и замыслов, выстраивать выводы и логические цепочки доказательств (развивается системное логическое мышление).

— Развитие творческих и аналитических способности, умение эффективно работать с другими людьми.

— Формируется умение четко, уверенно и корректно выражать свои мысли по отношению к окружающим.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках русского языка при обучении орфографии помогает учителю развить в учащихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, умение работать со справочной литературой и дополнительной литературой, а также данная технология развивает творческие способности путем добычи знаний самостоятельно.

Для технологии критического мышления, как мы видим, есть целый арсенал методов, приемов, и учитель может применять разные методы, приемы.

Литература:

  1. Асачева М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120–124. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64630/ (дата обращения: 13.11.2022).
  2. Диденко С. Ю. Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / С. Ю. Диденко, С. В. Потапова, М. Ю. Сипко. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 133–136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10709/ (дата обращения: 01.12.2022).
  3. Зинина Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957–960. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28393/ (дата обращения: 13.11.2022).
  4. Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61–63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 04.11.2022).
  5. Кумекина Т. В. Использование инновационных технологий в обучении русскому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-russkomu-yazyku (дата обращения: 08.12.2022).
  6. Раимбекова Гульнар Кеттешовна Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European research. 2016. № 5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 05.12.2022).
  7. Харабаджах М. Н. Проблема готовности учителя к внедрению инновационных педагогических технологий в школе // Проблемы современного пед. образования. 2020. № 66–1. С. 254–256.

Ключевые слова

инновационная технология, технология критического мышления, методы и приемы обучения, учебная и творческая деятельность учащихся, навыки аналитической деятельности