Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азизова, Л. О. Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17833/ (дата обращения: 04.05.2024).



Данная статья направлена на особенности ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образование, самоопределение, дошкольники.

На сегодняшний день профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В целом, данный факт обусловлен современным интенсивным развитием общества, которое диктует новые правила и условия образования и воспитания ребенка как личности, готовой к инновационному обществу.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [3]. Как правило, работа в направлении профессиональной ориентации детей делится на три этапа:

  1. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, или допрофессиональное самоопределение. Реализация этапа осуществляется в возрасте с 2,5–3 лет до 10–12. Как правило, этап делится на два подэтапа — эмоционально-образный и пропедевтический.
  2. Профессиональное самопознание. Этап реализуется в возрастных рамках 5–9 классов. Как и предыдущий, данный этап делится также на два подэтапа: поисково-зондирующий и развитие профессионального самоопределения.
  3. Профессиональное самоопределение, делящееся на три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (как правило, реализующийся в 10–11 классах), вхождение в профессию (процесс профессионального обучения), развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности [1].

Как правило, в рамках деятельности дошкольной образовательной организации профессиональная ориентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на формирование общего представления дошкольников о разных профессиях, а также на развитие интереса или увлеченности какой-либо из них. Главная задача ранней профориентации — способствование созданию платформы для осознанного дальнейшего выбора профессии, помощь в самоопределении, выявлении и развитии индивидуальных способностей и возможностей.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:

— информирование — передача сведений,

— диагностика — оценка индивидуальных особенностей,

— консультирование — помощь в разрешении проблем.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Сегодня в дошкольных образовательных организациях реализуются различные образовательные программы. В качестве примера рассмотрим программу «Детство», разработанную под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Согласно рабочей программе, задачи трудового воспитания и развития детей включены в образовательную область «Труд», которая, в свою очередь, также делится на два раздела — «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд». Раздели представляют собой интеграцию знаний с такими образовательными областями, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», что в совокупности позволяет расширить представление дошкольника о мире профессий. Однако, как мы видим, отдельно вынесенных областей, касающихся изучения мира профессий и самоопределения, тут нет.

Процесс реализации профессиональной ориентации дошкольников реализуется, начиная с 3 лет, когда ребенок уже сформирован как личность и способен высказать собственные предпочтения. При этом формы реализации данной работы на музыкальных занятиях представляют собой обширны круг, применение которых проходит в рамках образовательной деятельности:

— в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

— в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

И. С. Маматова выделяет следующие направления работы по формированию профессионального самоопределения:

— приближение детей к труду взрослых;

— ознакомление детей с трудом взрослых;

— совместная деятельность детей и взрослых [2].

Для ознакомления детей с трудом взрослых на музыкальных занятиях можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

При этом следует помнить, что в практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Таким образом, можно подвести итог, что работа по формированию у детей профессионального самоопределения реализуется в процессе образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

Литература:

  1. Кот, Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций / Т. А. Кот // Гуманитарные науки. — 2019. — № 3. — С. 34–38.
  2. Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева// Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 399–401.
  3. Что такое профориентация // Профориентация РФ. — URL: https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/