Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 10.03.2023

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Кошкина, Н. К. Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. К. Кошкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17824/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается показать возможности наставничества как инструмента социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: наставники, подопечные, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социализация, наставничество.

Вхождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Вступая во взрослую жизнь, они сталкиваются с рядом проблем: поиск работы, организация быта, питания, досуга, забота о собственном здоровье, взаимодействие с социальными службами, планирование времени.

Это связано со спецификой жизни детей в детском доме, где они растут вне повседневных хлопот об обеспечении жизни. Мероприятия, проводимые в детском доме носят обучающих характер, мотивация детей к их посещению крайне низкая, поэтому большинство воспитанников не усваивает информацию о том, как покупать и готовить пищу, как платить за квартиру, зачем нужен банк, как обращаться в социальные службы, в правоохранительные органы и т. п., как выбрать профессию, как планировать бюджет и т. д.

Ввиду того, что большую часть заботы о таких детях берет на себя государство, они не видят, как покупается пища, где она хранится, как готовится, сколько и какой кухонной утвари нужно иметь дома; не видят, каков размер коммунальных платежей и налогов платит детский дом, с какими государственными учреждениями надо контактировать, что делать, если заболеешь.

Опасности, которые таит в себе такая система воспитания, обнаруживаются уже после выхода подростка во взрослую жизни. Неумение строить свой бюджет приводит к долгам, стрессы порождают фрустрацию и конфликты с окружающим миром, с правоохранительными органами, девиантное поведение.

Для того чтобы избежать этих проблем, нужна система адаптационных мер по подготовке подростка к самостоятельной жизни за пределами детского дома. Такая подготовка в будущем поможет детям-сиротам безболезненно влиться в российское гражданское общество, стать его активными участниками — раскрепощенными, уверенными в себе и в своем будущем. Ведь от того, насколько дети, оставшиеся без попечения родителей, будут социально подготовлены и успешно смогут интегрироваться в общество, во многом будет зависеть стабильность и гармоничное развитие всего нашего общества.

Один из главных показателей адаптации к самостоятельной жизни — уровень социализации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [4].

Социологи выделяют понятия первичной и вторичной социализации: первичная — это социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой становится членом общества; вторичная — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества с помощью «значимых других» − людей, играющих решающую роль в процессе социализации, чьи суждения и действия являются образцом при формировании собственного мнения, суждения или линии поведения индивида [1], иначе говоря, агентов социализации.

Согласно теории Т. Лукмана и П. Л. Бергера, появление в жизни индивида новых «значимых других» приводит к тому, что он начинает приспосабливаться к новому жизненному миру, переосмысливать свою биографию, приобретать новые ценности [1].

Понятие «значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции ''значимого взрослого'': значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении «Я-концепции» ребенка [5].

Субъективная значимость другого человека, по мнению А. А. Бодалева, представляет собой феномен, проявляющийся и формирующийся в общении людей друг с другом. Суть его заключается в более или менее отчетливом осознании и более или менее сильном переживании человеком ценности для него другой личности. Обычно и осознание, и переживание этой ценности выражаются у человека в сопряженных друг с другом формах отражения значимой для него личности, эмоционального отношения к ней, а также обращения с этой личностью [3].

По данным Т. П. Скрипкиной и Е. А. Хорошиловой для детей подросткового и юношеского возраста два первых места среди значимых людей занимают мать и близкий друг [2]. Дети же, воспитывающиеся в детском доме, не имеют родителей, постоянно находящихся рядом и являющихся для них действительно значимыми взрослыми, а друзья в основном воспитываются в том же учреждении и в вопросах социализации и адаптации к взрослой, самостоятельной жизни так же некомпетентны.

Стать старшим другом и значимым взрослым для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может наставник — взрослый доброволец, который морально готов общаться и быть рядом с подростком в течение определенного времени, готов помочь подростку в поиске жизненных ценностей и способов их достижения, передать ему знания, умения и навыки, предоставит помощь и совет, необходимую поддержку.

Для успешного устройства в обществе нужен продолжительный период регулярного общения подростка и наставника. Отношения важно продолжать и после выпуска из стен детского учреждения. Долгосрочное взаимодействие наставников и их подопечных — не менее года. Это позволит сформировать устойчивое социальное окружение для молодых людей.

Важно отметить, что наставник — не психолог, не учитель, не тьютор, не коуч, не психотерапевт, не фасилитатор, не родитель.

Роль наставника — старший друг, помогающий подростку и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Наставник — человек, обладающий значительным опытом, готовый делиться своими знаниями с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.

Наставник может, основываясь на личном опыте и путём собственного примера обучить подростка социальным и практическим навыкам, рассказать и показать обустройство быта, помочь в вопросах профессионального самоопределения, организации досуга, взаимодействия с окружающими людьми.

Наставник может подсказать подростку, как видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать ее, или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.

Значимым взрослым невозможно стать с самых первых дней общения с подростком, это «звание» нужно заслужить: посвящать подопечному свое внимание, непринуждённо помогать найти направление в жизни, но не подталкивать подопечного, давать представление о перспективах дальнейшей жизни подростка, рассказывать о жизни и собственной карьере, представлять свой опыт, быть доступными в качестве ресурса, уметь поддержать, выслушать.

Только за авторитетным взрослым подросткам хочется следовать, поэтому роль наставника и сложна, и интересна, и полезна одновременно. Не каждый готов посвящать своё время, силы и ресурсы наставничеству. Но тот, кто выбирает этот путь делает большой вклад в жизнь своего подопечного, который, выпустившись из детского дома будет знать, что у него есть неравнодушный человек, к которому можно обратиться за помощью.

Литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995.
  2. Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. — 52 с.
  3. Бодалев, А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы.- Вестник МГУ. — 1985. — № 2. — С. 14–18.
  4. Социологический словарь / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. М.: Норма, 2008. — 608 с.
  5. Шкопоров, Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Москва, 1980. — 196 с.