Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО / Е. А. Голд, А. Ю. Грачева, А. А. Закарян [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17822/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.

Ключевые слова: адаптация к условиям детского сада, средства изобразительной деятельности, техника рисования, нетрадиционные техники рисования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигает требование создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, что невозможно без полноценной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Социальная адаптация дошкольников происходит в разнообразной деятельности в рамках освоения мира отношений между людьми и предметного мира.

Воспитатели групп раннего возраста не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и родителями.

В педагогике в рамках решения данной проблемы существует комплекс мероприятий, которые помогают адаптации дошкольников к условиям детского сада. Среди этих мероприятий значимым является изобразительная деятельность, несущая в себе существенный потенциал развития ребенка, его социализации.

Практика использования рисования как арт-терапии применяется повсеместно, в том числе и для профилактики тревожности детей, основываясь при этом на общепризнанных утверждениях специалистов в сфере арт-терапии. Очевидно, что использование рисования для адаптации детей так же будет эффективно, т. к. оно позволит улучшить эмоциональное состояние ребенка. По сути, в лечении искусством (art — искусство, therapy — лечение) используются самые различные типы творческой деятельности ребенка, чтобы ему помочь в разрешении психологических проблем. В понятие искусства в этом случае входит любая творческая деятельность: музыка, танец, скульптура, живопись [7, с.66].

Особенно популярна в работе с дошкольниками изо-терапия — терапия рисунком. Она является одним из направлений арт-терапии. Подобные занятия помогают ребенку более ясно, тонко выразить свои переживания, проблемы, внутренние противоречия, с одной стороны, а также творчески выразить себя — с другой. В процессе изобразительного творчества, ребенок гораздо нагляднее и ярче может себя проявить, чем в речи или в письме. Это особенно значимо для ребенка дошкольного возраста, который не может «выговориться» из-за недостаточного речевого развития, так как в изобразительном творчестве выразить свои фантазии легче, чем рассказать о них. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в пластическом материале, часто облегчают и ускоряют проговаривание переживаний. В самом процессе творчества снижается или ликвидируется защита, которая существует при привычном вербальном контакте, вследствие этого в результате процесса рисования дети правильней и реальней оценивают свои ощущения от окружающего мира. Метод арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» детей отображается в зрительных образах всегда, когда они не особенно задумываясь о своих произведениях, спонтанно, рисуют. При этом используют элементарные художественные средства, потому что для участия в арт-терапии не нужно предыдущего опыта творческой деятельности [7, с.76].

Проводя занятия по изо-терапии, психолог может реализовать такие функции:

– создание психологической атмосферы и психологической безопасности;

– эмпатическое принятие детей;

– эмоциональная поддержка детей [7, с.75].

Оригинальность детского рисунка является показателем творческого воображения. В рисунке дети нам рассказывают о себе и о том, что они видят, чувствуют. Ребенку крайне тяжело рассказать о своем рисунке до того, как он начал рисовать. Но в процессе рисования ребенок, как правило, перечисляет все, что появляется на листе бумаги и рассказывает это по уже готовому рисунку, при этом его рассказ по одному и тому же рисунку каждый раз может обрастать новыми подробностями [4].

Специалисты чаще всего используют такие темы для занятий по арт-терапии:

  1. Я дома. Это свободный рисунок. В данном случае ребенок может нарисовать себя дома, все, что он дома делает, как он себя представляет дома. Потом рассказывает, что он нарисовал, отчего он нарисовал именно это, кому он этот рисунок хочет показать дома.
  2. Мои родители. В данном случае ребенок рисует своих родителей. Ему больше не дается никаких дополнительных инструкций, но потом психолог рассматривает, как родители нарисованы, какого они размера, отдельно они стоят или вместе, кто нарисован из других членов семьи и т. д. Этот рисунок — показатель внутрисемейных отношений. Рисунок диагностирует семейную ситуацию, которая, в свою очередь, влияет на проблемы с адаптацией.
  3. Я в садике. Это свободный рисунок. В данном случае ребенок рисует как он себя видит в ДОУ, есть ли у него друзья, как он относится к воспитателям, каков в целом эмоциональный фон рисунка. После того, как рисунок готов, психолог может поговорить о том каково ребенку в саду.
  4. Что я люблю. Это совместное рисование. Такой рисунок дети рисуют на одном листе в группах. На рисунке они изображают что каждый из них любит (читать, играть, есть, и т. д.). Затем психолог говорит, что у них получились общие работы, на которых изображены наши любимые занятия, давайте посмотрим, что наши ребята любят (здесь должен состояться разговор по работам). Это хорошее средство для диагностики социальной позиции ребенка — насколько он включается в групповую работу. Невключение может свидетельствовать об его изолированности, что также мешает адаптации.
  5. Чего я боюсь. Это свободный рисунок. В данном случае ребенок после окончания работы говорит, он нарисовал, а потом раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок страха радостным (дорисовывает улыбающийся рот, глаза), пока страх, который он нарисовал, не начинает ему нравиться [7, с.70].

Вариант данного занятия — рисунок по кляксам, которые приготовлены заранее психологом — ребенок дорисовывает кляксу до чего-то конкретного, а потом делает ее веселой, радостной.

Как видно, в каждой из тем в большей степени уделяется внимание эмоциям ребенка и практически не ставит перед собой задачу «научить ребенка рисовать». И большую роль в терапии рисунком могут сыграть нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но их отличие заключается в том, что они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Нетрадиционные техники рисования создают условия, в которых ребенок начинает самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои настроения, переживания, чувства, мысли, эмоции, учится разглядывать образы в причудливых сочетаниях цветовых пятен и линий. Самостоятельно оформляет эти образы до узнаваемых. Погружается в удивительный мир творчества. Воспитателю остается, только, корректировать деятельность детей [9, с.67].

При использовании нетрадиционных техник рисования детям предлагают разнообразные виды деятельности. Это дает толчок активному сенсорному развитию и составляет основу умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует новые ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные образы и представления.

Для решения задачи конкретного занятия, учитывая особенности содержательной, тематической, технической сторон художественно-творческой деятельности, спектр интересов группы и отдельного ребенка художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют воспитателю возможность творчески подойти к их отбору.

Здесь нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других — у каждого получится что-то свое. Переживание успеха в дошкольном возрасте особенно важно для адаптации детей, ведь оно дает уверенность в своих силах и возможностях.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования:

1) расширяют круг умений детей посредством ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2) создают на занятии условия, в которых ребенок начинает самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.

3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.

4) дают возможность учитывать интересы группы и отдельного ребенка.

5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других — у каждого получится что-то свое [2].

От того, какие методы и приемы использует воспитатель, преподнося детям определенное содержание, формируя умения, навыки и знания, во многом зависит успешность обучения нетрадиционным техникам.

Доступность применения нетрадиционных техник обусловливается возрастными особенностями детей. Так, в частности, начинать работу в данном направлении надлежит с таких техник, как рисование ладошкой, пальчиками, обрывание бумаги и т. п., а уже в старшем дошкольном возрасте при использовании более сложных техник: кляксографии, монотипии, данные техники дополнят художественный образ.

Подобная изобразительная деятельность ребенка способствует его адаптации тем, что именно в ней он осознает, что многие занятия ему подвластны. Даже если он не умеет еще рисовать, он может использовать доступные ему методы нетрадиционного рисования.

Литература:

  1. Гончарова Ю. Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально — педагогическая проблема// Евразийский союз ученых. 2014. № 5–9. С. 55–91.
  2. Гимранова С. Р. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста// в сборнике: современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2016. с. 101–104.
  3. Гущина Т. Ю. Социальная адаптация дошкольников в условиях социально-педагогического комплекса// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3–4 (23). С. 22–24.
  4. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М., 2011.- 144 с.
  5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие М.: Айрис-Пресс, 2016. — 112 с.
  6. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография / Т. С. Комарова. — Мозаика — Синтез, 2013. 160 с.
  7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  8. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ // Ребенок в детском саду, 2016. — № 4.-57– 59 с.
  9. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Перев. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2010. — 336 с.

Ключевые слова

нетрадиционные техники рисования, техника рисования, адаптация к условиям детского сада, средства изобразительной деятельности