Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Салтовская, Н. А. Коммуникативный подход как одно из самых современных и перспективных направлений обучения иностранному языку в начальной школе / Н. А. Салтовская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17780/ (дата обращения: 03.05.2024).



Одной из важнейших задач, стоящей перед современной образовательной организацией, является ориентация ученика на обеспечение самоопределения его личности и создание условий для её самореализации. «Что такое школьный урок? Одни скажут, это форма организации педагогического процесса; другие — сорок-сорок пять минут, за которые надо чему-то научить, что-то объяснить; третьи назовут предмет — математика, чтение, русский... Так ответит учитель.

Но для ребенка урок — это не парта, доска и сорок минут, как, к сожалению, считают некоторые учителя. Для него это время, когда он познает себя, окружающий мир, делает новые открытия, ищет верные варианты решения, сомневается, сожалеет, радуется, учится на своих ошибках, увлекается... Все это — кусочек его жизни.

Каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям» [ канд. пед. наук, доцент Мария Ивановна Краснова, г. Тула].

Важной побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают для растущего человека сами способы организации его образовательной деятельности. Так, преобладание активных методов обучения на уроках английского языка придает отношениям обучающегося и учителя характер взаимодействия, создавая поле совместного творческого напряжения, эмоционального переживания. Примером такой работы могут послужить различные игры, брей ринги, викторины, проекты или уроки-исследования. Коммуникативный подход в обучении младших школьников, цель которого состоит в том, чтобы заинтересовать детей в изучении иностранного языка, накапливая и расширяя их знания и опыт, в совокупности с использованием современных технологий на уроке, приводит к повышению мотивации к изучению английского языка.

Современный урок иностранного языка не мыслим без основных принципов коммуникативной методики преподавания:

— Интерактивность

— Вовлеченность учеников

— Диалог

— Вопрос-ответ

— Формирование грамматики и лексики в процессе общения

— Возможности

— Свобода выбора источников

— Новизна и актуальность материала

— Способность мыслить критически

В современном образовании основная педагогическая задача это организовать условия, инициирующие детское действие. Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — это пустота. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им достигать» [1]. Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности учащихся 7–11 лет — это работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение. Роль и позиция учителя в таком действии сводятся к минимуму. Учитель на данном этапе лишь создает условия для работы. Он поддерживает, хвалит, подталкивает, консультирует и незаметно направляет. Коммуникативная методика обучения иностранному языку способствует погружению в англоязычную среду уже с первых занятий. Ученики уже после первого урока смогут выучить несколько фраз, с легкостью представить себя и задать пару несложных вопросов собеседнику. Основная цель коммуникативного подхода — отсутствие боязни говорить на иностранном языке. Языковой барьер возникает тогда, когда ученик боится сделать ошибку. У ребенка возникает страх быть непонятым либо осмеянным. Умение сотрудничать в команде, многообразие парной работы, отсутствие боязни высказаться — все это результаты коммуникативной методики, так как активному общению на иностранном языке отводится львиная доля урока. Преимуществами коммуникативной методики можно смело назвать беглую речь, хорошее понимание языка и постоянное расширение словарного запаса. Большая часть занятия по коммуникативной методике посвящено разговорной практике на различные темы. На уроках ученики не только разговаривают, но и слушают других. Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он подытоживает сказанное детьми, вносит ремарки. С самого раннего детства ребенок учится, играя. Для него этот процесс также естественен, как для многих взрослых чашка бодрящего кофе по утрам. На первый взгляд может показаться, что игра на уроке — просто развлечение. Но на самом деле это один из главных аспектов обучения иностранному языку. Несомненно, что лексику по теме «Покупки», например, ученик быстрее запомнит, принимая участие в инсценировке реальной ситуации в магазине, нежели зазубривая слова и фразы из словаря. Для отработки практических действий преподаватели чаще всего прибегают к таким вариантам:

«Снежный шар» — первый ученик говорит новое выученное слово, второй повторяет его и добавляет свое и так далее, пока не получится набор из 10 и более слов. Вместо слов можно использовать выученные правила или грамматические примеры — все зависит от фантазии педагога. Дети сидят в кружке или стоять — не обязательно находиться за партами.

«Говорящий мяч» — учитель кидает мячик и говорит слово, а ученик должен кинуть ему обратно мяч с переводом.

«Переделки» — можно использовать мяч, а можно импровизированную волшебную палочку или игрушку. Преподаватель дает малышу палочку и называет слово, например, ababy , а ребенок должен взмахнуть палочкой и превратить его во множественное число. Вариантов много.

«Дружилки» — ученики передают игрушку по кругу и задают друг другу вопросы по пройденному материалу.

«Угадайка» — все по очереди рисуют на доске очертания предмета из пройденной лексики и угадывают.

«Сюрприз» — живая игра, в которой можно придумать много разных интерпретаций. Можно завязать глаза и дать ученику потрогать предмет, который он должен описать на английском. Кроме этого, можно спрятать в коробке предмет и рассказывать о нем, не называя — пусть класс угадывает, что внутри.

«Проверь удачу» — для этой игры нужен большой алфавит или вырезанные буквы в мешочке. Идея в том, чтобы малыш вытянул и ткнул наугад в букву и назвал как можно больше слов на нее.

«Кто спрятался» — дети составляют много небольших слов из большого.

Немаловажным фактором в мотивации к обучению является работа по выявлению талантливых и одаренных детей. Выявление талантливых детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей [2]. «Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

Школьный языковой как вид внеурочной деятельности, также способствует повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, формированию и накоплению эффективного опыта использования и овладения иностранным языком и перенос его в новые ситуации. Работа школьного театра, где ставятся небольшие, но всеми любимы сказки на иностранном языке в возрастных группах 7–11 лет, обеспечивает личностно-ориентированный характер обучения и реализует нестандартный подход к изучению иностранного языка в школе.

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель». Сочинения: в 3-х т.: т. 2, с. 237 — М.: Полярис, 1997.
  2. Вестник Образования России, № 24, декабрь, 2015. c. 20–24.
  3. Журнал «Первое сентября» / Журнал «Начальная школа» № 22/2002 https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200202203
  4. Зверева М. В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л. В. Занкова // Л. В. Занков. Избранные педагогические труды. — М., 1999. С. 20.
  5. Занков Л. В. Жизнь на уроке. Беседы с учителями // Л. В. Занков. Избранные педагогические труды. — М., 1999. С. 467
  6. https://tefl-tesol-certificate.com/blog/metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole