Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ширшикова, С. В. Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу» / С. В. Ширшикова, И. О. Чувайченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17770/ (дата обращения: 02.05.2024).



Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, мой город, образовательная деятельность, проект.

Перед педагогами встала задача усовершенствовать и разнообразить образовательный процесс для лучшего усвоения материала детьми. Для успешности работы по ознакомлению детей с родным городом, необходимо применить проектный метод.

Мной был разработан и проведен проект «Мой город — я в нем живу». По итогам которого дети узнали об истории нашего города, его достопримечательностях, изменениях с течением времени.

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою малую родину. Дать знания о родном городе Самара, его истории, развивать познавательные и творческие способности.

Задачи: Организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей; развивать у детей навык ведения поисково-проектной деятельности; сформировать представления об истории родного города и его достопримечательностях; воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу

Этапы осуществления проекта:

I этап — подготовительный (1 неделя): Организация совместной деятельности детей, родителей, педагогов; Совместная деятельность детей и родителей, контроль педагога; Сбор результатов совместной деятельности детей и родителей; Организация и подготовка образовательной деятельности/

II этап — основной (2 неделя): НОД познавательное развитие «Моя малая родина»; НОД речевое развитие «Я расскажу о своем городе»; НОД художественно-эстетическое развитие «Символика моего города»; Открытое занятие «Мой город — я здесь живу»; Рассматривание фото города Новокуйбышевск; Дидактическая игра «Что было «ДО», а что стало «ПОСЛЕ»; Беседа и рассматривание фото «Памятники и достопримечательности города Самара».

III этап — заключительный (3 неделя): Организация фотовыставки «Самара. Назад в прошлое»; Составление альбома «Памятники и достопримечательности Самары»; Выставка макетов «Мой город — Самара»; Видео ролик «По улица города Самары»; Арт выставка «Мы живем в Самаре.

Краткое содержание работы:

I этап — подготовительный (1 неделя): На подготовительном этапе производилась организация совместной деятельности взрослых и детей. Была организованна группа. В нее входили все воспитанники и закрепленный за каждым ребенком взрослый человек (помощник), это могли быть как родители, так и братья, сестры, дяди, тети и т. д. Такие пары условно были названы «Партнеры». Партнерам были выданные домашние задания по поиску информации или наглядного материала, но с обязательным условием, что ребенок в этой деятельности принимает активное участие, а взрослый лишь контролирует и оказывает помощь в той области, где ребенок не в силах справится самостоятельно (чтение, печатание и т. п.).

Помимо работы с детьми педагоги проводили организацию поисково-исследовательской деятельности с родителями, а также проводили культурно-просветительские мероприятия.

Все родители были условно разделены на две группы:

Организация творческой группы кработе над проектом привлекаются ответственные и заинтересованные родители. Творческая группа подразделяется на две подгруппы: поисковая — ищет необходимый материал и группа по оформлению — структурирует материал и оформляет его для дальнейшего использования. Для более качественного сбора материала, его использования, а также облегчения контроля за ходом работы педагогами, было организованно «облачное хранилище» с открытым доступом на базе платформы Google. Поисковая группа отправляла материал, а группа по оформлению брала и осуществляя редактирование. После чего окончательный оформленный материал перемещался на бумажный носитель и передавался педагогам.

Консультирование — воспитателями ведется просветительская деятельность по теме проекта, даются консультации и материал для ознакомления (брошюры, плакаты, листовки и т. п.). Так же для более широкого охвата консультации и познавательная информация размещалась на сайте группы и в группе сайта «В контакте». Так родители могли прокомментировать если информация была полезной или дополнить. Не однократно проводились опросы и викторины, в которых родители принимали активное участие.

II этап — основной (2 неделя): На основном этапе реализуется образовательная деятельность, организованная на основе материалов собранных в ходе подготовительного этапа. В ходе образовательной деятельности дети познакомились с понятием малая родина (НОД познавательное развитие «Моя малая родина», Рассматривание фото города Самары, НОД речевое развитие «Я расскажу о своем городе» ), с историей строительства города Самары (Слушание рассказа «С чего начиналася Самара») , с достопримечательностями города (Беседа и рассматривание фото «Памятники и достопримечательности города Самары»), закрепили знания о символики (НОД художественно-эстетическое развитие «Символика моего города») . Так же совместными усилиями педагогов и родителей были созданы дидактические пособия («Что было «ДО», а что стало «ПОСЛЕ», «Это наш город (4 лишний)», пазлы «памятники»). Кто может рассказать о городе лучше, чем сам город. Проведение экскурсий продуктивный и интересный метод обучения. К сожалению, образовательные учреждения ограничены в возможностях организации таких мероприятий. По этой причине, педагогами было принято решение проведение виртуальной экскурсии «По улицам нашего города». Благодаря сервису Гугл Карты в режиме «Панорама» дети посетили главные улицы города, побывали на Площади Куйбышева, прогулялись по аллеям и увидели достопримечательности.

III этап — заключительный (3 неделя): Заключительный этап был полностью посвящен творчеству. Дети родители и педагоги организовывали различные выставки (макеты, рисунки, фото, лента времени, достопримечательности города и т. п.), так же был организован уголок «Наш город», в котором была собрана информация для дальнейшего обучения и использования в проведении мероприятий различного уровня (папки передвижки, картотеки, макеты, модели, плакаты, листовки, брошюры и т.п). Так же на базе группы был организован музей «Самара глазами детей и взрослых».

Выводы: Тенденции современного воспитания и развитии личности ребенка предлагают работникам дошкольного образования сделать упор на воспитание патриотических качеств, что совершенно невозможно без знания истории своего государства, своего края, города, истории семьи.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Гербы и символы: Самары и Самарской области. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
  3. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  5. Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  6. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  7. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч.№ 6–2003г
  8. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  9. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 год» М. Д. Маханева М.: АРКТИ,2004 год
  10. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию (старшая и подготовительная группы) Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. М.: ВАКО,2006
  11. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е. А. Позднякова Волгоград: Учитель,2008
  12. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова