Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования) / О. С. Бочкарева, Л. Т. Читанава, В. Л. Корнилова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17738/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы представляют результаты исследования мотивационно-потребностей сферы обучающихся педагогического факультета.

Ключевые слова: субъективный контроль, локус контроля, отношение, тест, изучение потребности, ситуация, дошкольное образование

В соответствии с логикой экспериментального исследования, гипотезой, целями, задачами и предметом исследования:

Предмет исследования: педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений

Цель исследования : выявление, определение и апробирование педагогических условий по формированию профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования на этапе подготовки в вузе.

Гипотеза: при условияхпроявления индивидуальных, оригинальных, креативных способов деятельности в процессе достижения цели как самовыражение индивидуальности; нацеленность на успех в течение продолжительного времени; использования технологии коллективных творческих дел проявляется динамика показателей профессиональной мотивации будущих студентов.

В соответствии с целью, гипотезой и логикой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований, определить содержание понятия профессиональной мотивации.
  2. Выявить особенности профессиональной мотивации студентов на основе психодиагностического обследования.
  3. Определить и апробировать педагогические условия повышения профессиональной мотивации будущих специалистов дошкольного образования на этапе подготовки в вузе.
  4. Изучить влияние интернальности в области производственных отношений на показатели профессиональной мотивации студентов.
  5. Провести сравнение данных констатирующего и контрольного экспериментов.

Нами были определены основные экспериментальные переменные, способы их контроля и измерения, способы обработки и интерпретации данных, получаемых в результате контроля переменных.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: на первом этапе было проведено пилотажное исследование; на втором и третьем этапах — непосредственно эксперимент. Общее количество испытуемых на всех этапах исследования составило 38 респондентов.

Основная задача, решаемая на первом этапе экспериментального исследования, состояла в уточнении набора методик, времени диагностики и др.

В ходе исследования были получены данные, на основе которых была уточнена рабочая гипотеза исследования и методический блок.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методики:

  1. Тест-опросник Ю. М. Орлова для изучения потребности в общении.
  2. Тест-опросник Ю. М. Орлова для изучения потребности в достижении, адаптирован и валидализирован для работы со студентами.
  3. Тест-опросник Ю. М. Орлова для изучения потребности в доминировании и др.

Охарактеризуем используемые в исследовании тесты.

Тест «Уровень субъективного контроля»

Данный тест позволяет оценить уровень субъективного контроля (УСК) личности над разнообразными жизненными ситуациями.

Тест апробирован в шестидесятые годы двадцатого века Дж. Роттером (J. B. Rotter). Тест в большей степени встречается под названием «Шкала локуса контроля» в связи с тем, что данный тест разработан на основе шкалы локус контроля в НИИим. Бехтерева.

Оценка локуса контроля личности отражает степень проявления ее активности в отношении достижения целей, а также меру ответственности за происходящие события, меру самостоятельности в деятельности. Интернальный локус контроля (внутренний) показывает, в какой мере человек ощущает себя хозяином своей жизни. Экстернальный (внешний) локус контроля обуславливает ощущения зависимости личности от действий внешних обстоятельств.

В большей степени локус контроля проявляется как интернальность в области межличностных отношений, интернальность в области производственных отношений, интернальность в области неудач, интернальность в области достижений, общая интернальность.

В УСК заложены экстернальный и интернальный типы локализации людей как сосредоточение на происходящие с ними события в результате:

— внешних сил — проявляется экстернальный тип;

— внутренних сил — интернальный тип.

В зависимости от того, как обуславливает личность значительные для себя события (достижения, неудачи) факторами извне или собственными действиями, интерпретирует происходящее в профессиональной деятельности или личной жизни. Человек занимает позицию, свойственную ей в интервале от интернального к экстернальному.

Исследователи отмечают однотипную реакцию в ситуациях неудач и достижений в микро и макросоциуме.

В экспериментальных исследованиях установлена связь форм поведения и параметров личности в соответствие с интернальностью — экстернальностью.

Излишняя гибкость (конформизм) проявляется у людей с преобладанием экстернального локуса контроля. С превалированием показателей интернального локуса контроля люди в меньшей степени подвержены прессингу извне. Люди с интервальными локусами контроля лучше работают в одиночестве.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их причинного объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы приписывают большую ответственность людям, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь между показателями высокой интернальности и положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального (идеального) «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность часто сопровождается тревожностью, депрессией, психическими заболеваниями.

Согласно процедуре обследования респондентам для ответов были предложены вопросы, отражающие различные аспекты жизни и отношения к ним. Ответ ранжировался на континууме шестибалльной шкалы: при согласии отмечался положительные три балла, при несогласии отрицательные три балла. То есть ответы респондент фиксирует от +3 до -3.

Ряд вопросов касается планирования личностью своей деятельности, а также локуса контроля:

— «Все ли в нашей жизни зависит от нас?»;

— «Что может повлиять на осуществление наших планов и идей?»;

— «Что такое везение и имеет ли оно место в нашей жизни?» и др.

Ряд вопросов отражали межличностное общение:

— «Одинокие люди сами виноваты в своем одиночестве?»;

— «Стремиться понравиться другим людям необходимо?»;

— «Если ты делаешь доброе дело, хочешь ли ты, чтобы тебя отметили?»;

— «Ваши усилия обычно не проходят зря?»;

— «От родителей мало что зависит в обеспечении успешности детей?» и др.

Вопросы, касающиеся эффективного менеджмента:

— «Хороший руководитель должен максимально контролировать деятельность всех своих подчиненных, иначе не будет положительного результата?»;

— «Руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать наиболее эффективно?»;

— «Бывают ли тупиковые ситуации, из которых нет выхода?»

Особенности профессиональной мотивации респондентов групп А и В

Рис. 1. Особенности профессиональной мотивации респондентов групп А и В

Тест методики «Потребность в общении» (по Ю. М. Орлову)

Согласно инструкции данного теста респондентам предлагается представить в ответах на тридцать вопросов свое мнение.

Вопросы требуют однозначного ответа:

— «Есть ли у вас друзья?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Дружба — это важно?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Вы должны помогать друзьям?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Бескорыстной дружбы не бывает?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Зависть к друзьям-проблема?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Вы помогаете друзьям?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Вам нравиться одиночество?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Люди чаще всего неблагодарны?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Общение приносит вам счастье? (ответ: «да» или «нет»);

— «Вы тяжело переживаете ссоры с близкими людьми?» (ответ: «да» или «нет»);

— «Вы готовы жертвовать ради друзей и близких?» и др.

Интерпретация в соответствии с ключом представлена в Приложении 3.

Тест методики «Потребность в доминировании» (по Ю. М. Орлову)

Данный тест позволяет оценить уровень потребности в доминировании. Респондентам предлагается дать однозначный ответ на двадцать вопросов.

Вопросы:

— «В конфликтах и спорах вы стараетесь быть победителем?» («да» или «нет»);

— «Вам легко удается убеждать других?» («да» или «нет»);

— «На пути к цели, вы не останавливаетесь перед препятствиями?» («да» или «нет»);

— «Вы не испытываете дискомфорта в обществе незнакомых людей?» («да» или «нет»).

Данные теста вносятся в таблицу и интерпретируются по ключу четвертого приложения.

«Потребность в достижении» (по Ю. М. Орлову)

Вопросы позволяют выявить потребности в достижении. Вопросы:

— «Считаете ли вы себя ленивым?» («да» или «нет»);,

— «Кто виноват в моих неудачах, кроме меня?» («да» или «нет»);

— «Нравятся ли вам эмоциональные люди?» («да» или «нет»);

— «Любите ли вы рисковать?» («да» или «нет») и др. Интерпретация результатов с таблицей представлена в Приложении 5.

Методики дают возможность описать в мотивационно-смысловых образованиях характеристику силы мотивации и значимость для личности.

Проявления достижения понимаются, как стремление человека улучшить свои результаты в деятельности по сравнению с самим собой. Стремление к достижению наблюдается в способности различать рассогласование между прежним и настоящим уровнем выполнения деятельности, стремление получить удовлетворение путем устранения рассогласования между этими уровнями. Именно поэтому происходит появление деятельности, направленной на достижение превосходящего уровня.

Высокий уровень характеризуется как стремление личности к самосовершенствованию своего дела, к успеху в нем, низкий — удовлетворенностью достигнутым, отсутствием стремления к его совершенствованию, склонностью к стандартности в деятельности, нормативности, общепринятости.

Симптоматика аффилиации отражает склонность человека к общению и дружбе, готовность к оказанию помощи другим людям и в принятии помощи себе, сочувствие другим людям и стремление к пониманию их.

Под доминированием понимается стремление влиять на других людей, главенствовать над ними, стремление к организаторской деятельности, к превосходству, к лидерству.

Шкалы удовлетворенности в достижении, познании, аффилиации, доминировании выявляют состояния, связанные с воплощением в реальной жизни актуализированных потребностей, отсутствие осознаваемых рассогласований между желаемым и действительным уровнем потребностей. Это целевое состояние, к которому стремится человек, проявляя свою активность.

Шкала правдивости направлена на выявление стремления человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, желания преувеличить положительные результаты своего теста.

При выборе общей стратегии и частных средств статистического анализа мы стремились к максимально целостному описанию и пониманию полученных математических распределений. Нами были получены средние значения переменных для каждой группы студентов.

Опросник уровня субъективного контроля (УСК).

Шкала общей интернальности говорит нам об уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями в жизни.

Шкала интернальности в области достижений говорит нам об уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями.

Шкала интернальности в области неудач говорит нам об уровне субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациями в жизни.

Шкала интернальности в семейных отношениях говорит нам об уровне ответственности за события в семейной жизни испытуемого.

Шкала интернальности в области производственных отношений говорит нам об уровне субъективного контроля над вкладом испытуемого в организацию собственной производственной деятельности и карьеры.

Шкала интернальности в области межличностных отношений свидетельствует о способности человека контролировать свои неформальные отношения с другими людьми.

При выборе общей стратегии и частных средств статистического анализа мы стремились к максимально целостному описанию и пониманию полученных математических распределений. Нами были получены средние значения переменных для каждой группы студентов.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Новое в психологии профессионализма [Текст] / К. А. Абульханова-Славская / Психологический журнал. 1997. — № 4.
  2. Орлов, Ю. М. Потребностно — мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. докт. психол. наук. [Текст]/ Ю. М. Орлов. -М.,1984.
  3. Орлов, Ю. М., Творогова, Н. Д., Шарай В. Б., Шкуркин В. И. Моральное стимулирование учения студентов. [Текст]/ Ю. М. Орлов. Н. Д. Творогова, В. Б.Шарай, В. И. Шкуркин — М., 1978.
  4. Rotter, J. B. Interpersonal Trust Scale, [Текст] // J. B. Rotter. — 1967.
  5. Rotter, J. B. Applications of Social Learning Theory to Personality/ J. B. Rotter. — 1972.

Ключевые слова

дошкольное образование, тест, отношение, ситуация, локус контроля, субъективный контроль, изучение потребности