Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 10.12.2022

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Золотько, Д. В. Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории / Д. В. Золотько. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17636/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются приемы сюжетно-ролевой игры как средство развития мотивации в 7 классе на уроках истории.

Ключевые слова : сюжетно-ролевая игра, урок истории, мотивация, развитие креативности.

Принципиальным нововведением в образовании является его нацеленность на развитие личностного потенциала обучающихся. Актуальными для современной системы образования являются вопросы поиска эффективных приемов и средств формирования мотивации учащихся, в том числе по предмету история. Внутренняя учебная мотивация — желание выполнять деятельность по причине собственного интереса к ней, понимания её смысла, удовлетворение от процесса познания.

Проблема формирования внутренней мотивации у учащихся к истории является одной из актуальных проблем современной школы, поскольку традиционная система обучения не уделяла большого внимания данному вопросу. При изучении истории по традиционной системе обучения ученикам сообщались уже оформленные понятия, сформированные причинно-следственные связи, выведенные закономерности. Следствием такого обучения является пассивность учащихся, непрочные знания и отсутствие мотивации к познанию.

Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо правильно организовывать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Одним из самых эффективных способов формирования мотивации к обучению являются игровые технологии обучения и воспитания, а именно сюжетно-ролевые игры [2, с. 97].

Сюжетно-ролевая игра — это вид игровой деятельности, в которой обучающиеся примеряют на себя функции, образы различных людей и в специально создаваемых условиях моделируют жизнь этих людей и отношения между ними. Как правило, подростков привлекают сюжетно-ролевые игры, поскольку именно в такой деятельности, они могут продемонстрировать свои лучшие качества перед сверстниками.

Игровые технологии имеют особенности в использовании. Во-первых, они требуют большего времени подготовки учебного занятия для учителя. Во-вторых, их эффективнее использовать не на каждом уроке, поскольку не каждое содержание темы подойдет для игровой формы. В связи с этим возможно привлечение приемов, элементов сюжетно-ролевых игр на уроках истории, поскольку полноценная сюжетно-ролевая игра требует чрезмерно большого количества ресурсов и времени.

В данной статье приводятся самостоятельно разработанные материалы для уроков истории с использованием приемов сюжетно-ролевой игры. Для реализации темы был выбран 7-й класс, поскольку именно в подростковом возрасте происходит снижение познавательного интереса за счет смены ведущего вида деятельности с учебной деятельности на общение со сверстниками [3, с. 105]. Материалы разработаны по учебнику «История России» под редакцией А. В. Торкунова [1].

При этом возможно использование такого оборудования, как доска, компьютер, проектор. Для проведения занятий в форме сюжетно-ролевых игр потребуются материалы для творчества детей: карандаши, фломастеры, листы формата А3 и А4, клей, ножницы и т. д.

Разработанные методические материалы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Возможность использования сюжетно-ролевых игр на уроках истории в 7-м классе как средство формирования внутренней мотивации школьников

П№

Урок

Элементы сюжетно-ролевой игры

Обоснование

11

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Игра «Рассказ от имени героя»

Игра заключается в том, что обучающийся примеряет на себя роль одного из сословий и ведет рассказ от его имени.

Работа направлена на выделение характерных черт сословий XVI века. Она позволяет не только выполнить задание, но и передать суть положения каждого сословия.

Данная игра предполагает групповую форму работы, что позволит привлечь ведущий вид деятельности подростка — общение, развить коммуникативность учеников. Также игра позволит продемонстрировать лучшие стороны подростка и даст ему возможность самовыражения и развития креативности

22

Опричнина

Игра — суд

Игра заключается в том, что группа людей берет на себя одну из обозначенных ролей (адвокаты, прокуроры, судьи, следственная группа и свидетели), они должны высказать свое мнение о политике опричнины в зависимости от своей роли.

Игра-суд направлена на формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственного поведения. Суд позволит оценить политику Ивана IV.

Такая форма предполагает групповую форму работы. В том числе игра позволит сформировать представление ребенка о работе суда, заложит основы в понимании профессии адвоката, прокурора, судьи

33

Народы России во второй половине XVI века

Игра — мини-квест «Первооткрыватели»

Урок построен на основании того, что учитель и класс примеряют на себя роль первооткрывателей. Им нужно создать карту, по которой они будут следовать, изучить жившие на этой территории народы и особенности языка (термины). Также данная сюжетно-ролевая игра выражена в домашнем задании, написании эссе, в котором ученики примеряют на себя образ первооткрывателей и выделяют проблемы, с которыми они могли бы столкнуться.

Данная форма игры позволит объединить несколько игровых форм работы. Игра на уроке позволит сформировать представление ребенка о процессе освоения новых земель. Игра квест позволит объединить работу с картой, терминами и кластером в одну форму работы.

Такая форма предполагает групповую форму работы, что позволит развить коммуникативность и креативность учеников

44

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в

Игра — дипломаты

Игра — дипломаты заключается в том, что обучающиеся должны проанализировать взаимоотношения России с различными государствами и сделать вывод о ключевых опасностях для страны и выделить ключевую задачу государства во внешней политике России в конце XVI — начале XVII в.

Игра направлена на формирование у обучающихся представления о целях внешней политики России в конце XVI — начале XVII в.

Игра предполагает элементы дискуссии, что позволит сформировать умение аргументации и развить коммуникативные навыки.

Такая форма предполагает групповую форму работы, что позволит развить коммуникативность и креативность учеников

Таким образом, элементы сюжетно-ролевой игры на различных этапах урока позволят сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся и будут способствовать развитию личностного потенциала школьников. Реализация данных заданий будет способствовать созданию личностно-развивающей образовательной среды, будет способствовать развитию креативности и коммуникативности школьников.

Литература:

  1. История. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. А. В. Торкунова. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2017. 128 с.
  2. Камардина Н. В., Колесникова В. В. Игровая деятельность на уроках истории: традиции и новации — Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 95–98
  3. Толстокорова О. В. Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории — Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3. С. 105–107.