Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Фролов, В. Н. Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа / В. Н. Фролов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17635/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье авторами приводится сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации педагогического сопровождения в рамках образовательного пространства колледжа.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, зарубежная и отечественная практика сопровождения студентов.

Термин «педагогическое сопровождение» вошел в отечественный научный оборот достаточно недавно, он представляет собой понятие широкого значения. Как отмечает ряд исследователей, среди которых Александрова Е. А., сопровождение можно охарактеризовать умением студента самостоятельно решать свои задачи и сопровождением индивидуального развития студента преподавателем [3]. Основной целью педагогического сопровождения в образовательном пространстве колледжа выступает создание и развитие образовательной среды, которая способна содействовать успешному обучению, развитию и саморазвитию студента. Также, сравнительный анализ научных источников демонстрирует превалирование психологического, медико-психологического, социально-педагогического и педагогического аспектов в рамках разветвления педагогического сопровождения в образовательной среде.

В зарубежной литературе «педагогическое сопровождение» воспринимается как помощь в индивидуальном развитии студента, например, в сложной жизненной ситуации, феномен чаще имеет психологический контекст (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др.) [5], как и идеи гуманистического подхода, сохраняющие ярко выраженные психологические основы. В США педагогическая поддержка сопоставима с консультированием; в Англии сущность сопровождения будет видоизменяться в зависимости от ситуации: тьюторство, помощь в ситуации выбора; в Австралии акцент сводится к коучингу, который направлен на содействие в направлении позитивных личностных изменений; в Голландии система психолого-педагогической помощи студента ориентирована на решение задач в вопросах выбора профессионального пути. Несмотря на кажущееся разнообразие видов деятельности можно проследить, что акцент сведен к сущности работы психологов, в частности на поддержку в трудной жизненной ситуации.

Отталкиваясь от зарубежных идей, лежащих в основе педагогического сопровождения можно отметить, что социально-психологическая служба колледжей в отечественной системе образования, также успешно развивалась в конце XX начале XXI вв., в рамках которой раскрывалась идея концепции психологического сопровождения личности обучающегося при взаимодействии педагога-психолога и социального педагога, педагогических работников образовательной организации в кооперации с законными представителями студента.

Размышляя о педагогическом сопровождении с точки зрения психолого-педагогической составляющей, можно отметить, что есть схожие черты в зарубежной и отечественной практике, но при этом важно, что в отечественной практике психологическая составляющая не является основополагающей и ей уделяется несколько меньшее значение, нежели в зарубежной практике. Это связано с подъемом в 50-х гг. XX века в ряде стран (Германии, Канаде, Норвегии, США, Японии и др.) комплексного психологического сопровождения студентов и их семей с различными медицинскими диагнозами (К. Гильберг, Э. Ритво и др.), в которых актуализированы развивающие и терапевтические технологии. Социально-педагогическое сопровождение подростков с особыми образовательными потребностями осуществляется с опорой на принцип интеграции, благодаря чему у студента с ограниченными возможностями здоровья имеется возможность выбора в выстраивании траектории развития [2].

Если обратиться к выдающимся успехам в вопросе эффективной организации педагогического сопровождения в последние два десятилетия за рубежом можно выделить опыт Финляндии. Там студенты получающие среднее образование и образование второй ступени демонстрируют высокий уровень знаний и оказываются в числе первых по таким предметам, как математика, естественные науки и чтение. Отличительная черта системы образования Финляндии отсутствие системы стандартизации и выделения «важных / не важных» учебных предметов. У них очень широкий взгляд на образование и предметы, которые изучают студенты, а также важно отметить, что они отказались от стандартизированного контроля успеваемости. Еще одной отличительной особенностью педагогического сопровождения Финляндии является то, что у студентов отсутствуют обостренные проблемы ввиду того, что, выявляя трудности студента, преподавательский состав совместно с администрацией старается скорее помочь и поддержать студентов в возникших затруднениях [1].

В свете идей конструктивистского и компетентностного подходов можно выделить барьер присущий отечественной практике, который не встречается в зарубежной практике педагогического сопровождения — барьер коммуникативной замкнутости, препятствующий в настоящее время развитию эффективных форм педагогического сопровождения. Также интересен анализ особенностей конструктивистского подхода в рамках профессионального образования в Германии, проведенный Д. А. Тороповым. Его сущность заключается в том, что за счет создания уникальных учебных полей у студента появляется возможность создавать, конструировать свое собственное понимание окружающего, собственную учебную среду. В ней преподаватель не лектор, а консультант, эффективно организующий образовательную среду, широко использующий мультимедийные технологии. В системе «преподаватель-обучающийся» в рамках конструктивистского подхода характер отношений формальный, где педагогическое сопровождение приобретает тенденции «технологического обслуживания». И. А. Зимняя и А. В. Хуторской в своих работах отмечали проявление аналогичных характеристик в педагогическом сопровождения в рамках отечественной системы профессионального образования [4].

Педагогическое сопровождение имеет колоссальное значение в академическом и профессиональном развитии студентов. Как демонстрирует опыт ряда европейских стран педагогическое сопровождение и своевременная поддержка студентов способствуют повышению мотивации к обучению, заинтересованности в развитии в рамках будущего профессионального поля, снижает уровень неуспеваемости и «забрасывания» обучения.

В большинстве зарубежных источников практика педагогического сопровождения трактуется с точки зрения психологического аспекта, как помощь в индивидуальном развитии студента, может выступать в качестве консультирования и психолого-педагогической поддержки консультативной службы организации, может принимать форму тьюторства, помощь в ситуации выбора, иногда акцент может смещаться на коучинг или психолого-педагогическую помощь и поддержку студента, например, в выборе профессионального пути.

В отечественную практику феномен педагогической поддержки и педагогического сопровождения вошли относительно недавно, но с уверенностью можно говорить о том, что обновление нормативной базы, изменение роли современного преподавателя в российском обществе способствуют эффективному развитию данного феномена.

Педагогическое сопровождение в отечественной и зарубежной практике подразумевает индивидуальный подход в преподавании и изучении, также в качестве точки соприкосновения можно выделить его интенцию в направлении развития стремлений студента. Подходы к реализации педагогического сопровождения могут различаться от ситуации, умений сопровождающего, потребностей сопровождаемого, но их цель всегда будет направлена на оказание необходимой помощи и поддержки студенту в его учебном и личностном развитии.

Литература:

  1. Адаскина, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в системе образования Финляндии / А. А. Адаскина. — Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2022. — № 3. — С. 8–16;
  2. Атван, С. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании: специальность 13.0.01 «общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Атван С.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2005. — 199 c. — Текст: непосредственный;
  3. Сильченкова, С. В. Формы и направления педагогического сопровождения / С. В. Сильченкова. — Текст: электронный // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»: [сайт]. — URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 07.12.2022);
  4. Торопов, Д. А. Инновации в профессиональном образовании германии / Д. А. Торопов. — Текст: непосредственный // Педагогика. — 2012. — № 8. — С. 113–120;
  5. Ульянова, И. В. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография / И. В. Ульянова. — М.: Российский новый университет, 2015. — 286 c. — Текст: непосредственный.

Ключевые слова

педагогическое сопровождение, зарубежная и отечественная практика сопровождения студентов