Применение дидактической игры в процессе закрепления и контроля знаний по профессиональным модулям | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Раушкина, А. В. Применение дидактической игры в процессе закрепления и контроля знаний по профессиональным модулям / А. В. Раушкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 51-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17627/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор делится опытом создания и использования дидактических игр по профессиональным модулям в СПО.

Игровой процесс в обучении и закреплении знаний несет в себе соревновательный момент и сопровождается, как правило, высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором личности. Истоки «игры» как технологии обучения уходят корнями очень далеко. Игры появились в глубокой древности и использовались для развлечения и воспитания подрастающего поколения.

Рассмотрим несколько попыток дать определение понятию игры:

Ожегов С. И.: «Игра — создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Комплект предметов для такого занятия» [3, с. 230].

Л. С. Выготский: «Функция, которая старше и первозданнее всей культурной жизни. Это функция есть игра» [2, с. 11].

Л. Б. Эльконин: «Человеческая игра — это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности» [4, с. 14].

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей (получение новых знаний об окружающем мире и высказывание суждений и умозаключений), развитию памяти и внимания, развитию речи в процессе пополнения и использования словаря, способствуют социально-нравственному развитию дошкольника в процессе взаимодействия между другими детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы.

Своеобразие дидактической игры определяется сочетанием дидактической и игровой задач. С преобладанием обучающей задачи игра превращается в упражнение, а усиление игровой задачи утрачивает обучающее значение дидактической игры.

К условиям, обеспечивающим соблюдение правил в дидактической игре относятся: коллективная организация деятельности, когда участники согласуют свои действия и контролируют выполнение правил.

К основным структурным компонентам игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным структурным компонентам игры относятся сюжет и роль.

Л. А. Венгер предлагает следующую технологию проведения дидактической игры:

  1. Ознакомление участников с содержанием игры с использованием дидактического материала (предметы, картинки, вводная беседа).
  2. Объяснение правил игры, установка на четкое выполнение предъявленных правил.
  3. Показ действий предстоящей игры.
  4. Определение места и роли педагога в игре — в качестве играющего, болельщика или арбитра.
  5. Подведение итогов после проведения игры: важный момент в педагогическом управлении игрой, который позволяет выявить индивидуальные особенности и способности учащихся для организации дальнейшей индивидуальной работы с ними. Кроме того, данный этап дидактической игры служит способом формирования навыков саморефлексии, которая, в свою очередь, развивает функцию самоконтроля и самооценки, важную для дальнейшей учебной деятельности.

Необходимо помнить, что в игре существуют цели трех уровней.

Цель первого уровня наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры.

Цель второго уровня — функциональность. То есть сама игровая задача, непосредственно связанная с выполнением правил разыгрывания сюжета, роли данной конкретной игры. Особенности игровой задачи заключаются в том, что, соглашаясь играть, каждый участник автоматически принимает игровую задачу и руководствуется ею в своих действиях.

Цель третьего уровня непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, она всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Основным принципом построения сюжета игровой программы являются: выбор темы, воплощение ее содержания. Выбор темы может быть определен актуальностью предмета изучения, или наоборот трудностью темы для закрепления.

После определения темы будущей игровой программы встает вопрос о воплощении ее содержания. Здесь необходимо руководствоваться профессиональными навыками с учетом принципов построения игровой программы. Найти наиболее занимательный ход или прием вовлечения всех присутствующих в игровое действие, построение сюжета с учетом нарастания заинтересованности участников, напряженное развитие действия, чередование игровых моментов и обучающих — это основа дидактической игры (ДИ).

Примером использования ДИ на практике может служить разработанная мной и применяемая на занятиях по МДК 02.1 Организация кредитной работы по специальности 38.02.07 Банковское дело дидактическая игра «Территория денег и кредита».

Технология ДИ «Территория денег и кредита» учитывает рациональное использование времени, подбор адекватных приемов, форм, техник, индивидуализированный подход, целесообразность выполнения заданий в игровой форме. Использование разработанной мной дидактической игры формирует дух соревнования и навыки взаимного контроля. Игру можно использовать при командной работе. А даже имитация наличных денег является сильным стимулом достижения цели. Преимущество данной дидактической игры «Территория денег и кредита» в том, что ее можно встраивать в любую тему по указанным выше модулям и дисциплинам.

Фрагмент игрового поля

Рис. 1. Фрагмент игрового поля

Основные этапы подготовки и проведения дидактической игры следующие:

  1. Подготовительный этап: подготовка преподавателя к игре (определение ее цели, правил и регламента), подготовка и самоподготовка студентов к игре, подготовка дидактического, методического и технического обеспечения игры, определение готовности студентов к игре, предварительное формирование игровых групп.
  2. Введение в игру: ознакомление участников игры с темой, предъявление сценария и правил игры, проведение установки на игру, формирование игровых групп, распределение ролевых обязанностей, выдача задания на игру, обеспечение дидактическими, методическими и техническими материалами.
  3. Игровой этап: обсуждение полученного задания в группах, консультации ведущего игру, выполнение игровых ролей участниками игры, коммуникативное взаимодействие игроков в игровой группе, ответы на вопросы, межгрупповая дискуссия участников игры.
  4. Заключительный этап: рефлексия участников игры, рефлексия ведущего игры, определение победителей игры, подведение итогов ведущим.
  5. Постигровой этап: анализ содержательной и процессуальной сторон дидактической игры, анализ и оценка результатов дидактической игры.

Сценарий проведения дидактической игры по МДК 02.1 Организация кредитной работы

Цель занятия : закрепление и проверка знаний обучающихся по организации кредитной работы банка и финансовой грамотности граждан

Тип занятия: систематизации знаний и развивающего контроля

Форма проведения занятия: игра

Трудовые функции:

А/01.5 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам предоставления потребительского кредита и выбора кредитной программы

В/01.5 Взаимодействие с заемщиком по вопросам обслуживания потребительского кредита

Основной вид деятельности «Осуществление кредитных операций»

Общие компетенции:

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Образовательные технологии:

— Игровые технологии;

— Технология групповой деятельности.

Задачи игры:

Обучающие:

— развитие межпредметных связей МДК 02.01 Организация кредитной работы, МДК 03.01 Выполнение работ (20002 Агент банка), МДК 02.02 Бухгалтерский учет кредитных операций:

— овладение техникой обоснования собственной позиции;

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации проверки и закрепления знаний в игре;

Развивающие:

— развитие групповой деятельности;

— развитие у обучающихся критического и аналитического мышления;

— развитее взаимного контроля;

— развитее самоконтроля;

— развитию практических навыков и творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

— воспитание ответственности за самостоятельно принятые решения;

— воспитание чувства взаимопомощи;

— формирование навыков коммуникации;

Правила игры «Территория денег и финансов»

Количество игроков от 4 до 8 человек, из них 2 — Игрок-Банк. Все Игроки, включая Банк получают по 15 000.

Обеспечение игры: банковские карты двух видов Банков, бумажные деньги, дисконтные карты магазинов Пятерочка и Магнит.

Игра начинается на значке «Старт». Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько значков, сколько очков выпало на кубике, если в конце хода фишка остановилась на значке: Сообщение, то Игрок отвечает на вопрос в карточке. Если игрок не отвечает на вопрос, то платит в свой банк 1000. Правильный ответ может дать любой другой Игрок — заработав 1000 из своего банка.

Пример вопросов на карточке: Какие условия кредита может предложить банк? Какой кредит переносится на просроченную задолженность?

Игра заканчивается на значке «Финиш». Выигрывает тот Игрок, который первый добрался до Финиша и имеет больше всех наличных денег.

Дидактическое и методическое обеспечение дидактической игры, так называемый пакет дидактической игры: игровое поле, имитация денежных банкнот, банковские карты, дисконтные карты магазинов, представленных на игровом поле, кубики, мелкие фигурки.

Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя предусмотреть. Преодоление препятствий и трудностей в игре воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие для себя своих возможностей. Вот почему игра всегда должна сопровождаться ожиданием и переживанием радости «я могу!». Игры требуют максимум энергии, ума, самостоятельности, становясь порой напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.

Литература:

  1. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.
  2. Казанцева, Е. А. Игровые технологии в образовании: учебное пособие/ Е. А. Казанцева. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений/ российская АН: российский фонд культуры; — з-е изд., стереотипное — М: АЗЪ, 1996.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.