Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алиева, И. З. Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / И. З. Алиева, Н. В. Фалько. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17625/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных условий для развития и социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями. Предметом исследования стал процесс обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. По результатам исследования была разработана методическая основа деятельности школы для создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Новизна заключается в комплексном, системном подходе в создании специальной модели работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, начиная с начальной ступени образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, реализация специальных условий, алгоритм системы, прогнозируемые результаты, модель организации, сотрудничество, социум, начальное общее образование, диагностическая деятельность, познавательная деятельность, ценностные ориентиры, работа с родителями.

The article is devoted to the development of the school's system of work to create an inclusive environment, the components of the system and its characteristics are considered. The relevance of the topic is dictated by the need of society, the pedagogical community to create the implementation of special conditions for the development and social adaptation of schoolchildren with special educational needs. The subject of the study was the process of education and upbringing of children with disabilities and students with disabilities. Based on the results of the study, a methodological basis for the school's activities was developed to create and implement special conditions for the development and social adaptation of younger schoolchildren with special educational needs and their peers. The novelty lies in a comprehensive, systematic approach to creating a special model of working with disabled children and children with disabilities, starting from the initial stage of education.

В условиях инклюзивного образования, проблема создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников заслуживает внимания и ставит перед обществом задачу: пересмотр методов в обучении, воспитании и развитии данной категории детей.

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС НОО и ФГОС ООО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими — одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем.

В 2022–2023 учебном году на уровне начального и основного общего образования в МБОУ СОШ№ 28 г. Белгорода обучаются 968 обучающихся, из них в соответствии с заключениями ТПМПК: 20 обучающихся 1–4-х классов обучаются по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1.);1 обучающийся по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.1);1 обучающийся по АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1.); 4 обучающихся 5–9 классов обучаются по АООП ООО для обучающихся с ЗПР; 1 обучающийся обучается по АООП для обучающихся с УО (ИН) (I вариант). Среди них 6 обучающихся получают помощь учителя-дефектолога. В учреждении так же обучается 1 учащийся 7-го класса, который получает сопровождение тьютора, не являясь ребенком с ОВЗ.

В связи с этим объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в школе, направленный на сохранение, укрепление и восстановления здоровья детей в условиях ОУ.

Работу по созданию и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса: педагогами специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагогом); родителями (законными представителями); обучающимися.

Все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Цель — создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации, направленной на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Модель организации обучения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в школе

Во-первых, это планирование образовательного процесса с учетом работы педагогического состава: определение состава педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида и обучающихся с ОВЗ (учителя начальных классов, учителя-предметники, учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог); прохождение персонифицированных куров повышения квалификации и переподготовки для педагогов по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ; индивидуальное планирование работы учителями; проведение диагностики по УУД в классах; адаптирование тематических блоков в программе; совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам; взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками; осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы; методический анализ результатов и хода осуществления динамики развития ребенка-инвалида и обучающихся с ОВЗ, успешности освоения образовательной программы, при необходимости внесение изменения; проведение научно-методического семинара педагогов: «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегрированного образовательного пространства».

Во-вторых, методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями: консультации педагога-психолога, учителя-логопеда; учителя-дефектолога, тьютора для родителей детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

В-третьих, партнерское взаимодействие с семьей, которое включает в себя: родительские собрания; круглый стол для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и/или инвалидностью (в дистанционном или очном форматах) «Радости обучения»; привлечение к участию в совместных праздниках, праздники микрорайона; участие в спортивных праздниках; проведение совместных экскурсий.

В-четвертых, культурно-досуговое направление: вовлечение детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в занятия по программам дополнительного образования, внеурочной деятельности; привлечение детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ к участию в интеллектуальных играх и творческих конкурсах, ярмарках, олимпиадах, спортивных соревнований различного уровня.

В-пятых, поддерживание благоприятной психолого-педагогической среды, эффективного социального взаимодействия при организации обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ: участие детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в диспансеризации и профилактических мероприятиях.

В-шестых, работа с социальными партнерами — учреждениями культуры и дополнительного образования в целях всестороннего развития, эффективной самореализации и успешной социализации, обеспечение полноценного участия детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в жизни общества.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволила организовать процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью по замкнутой схеме: планирование — учебный процесс — контроль — анализ — коррекция. Это дало возможность оперативно регулировать действия непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по итоговым результатам.

Литература:

  1. https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

Ключевые слова

инклюзивное образование, сотрудничество, социум, познавательная деятельность, ценностные ориентиры, начальное общее образование, работа с родителями, реализация специальных условий, алгоритм системы, прогнозируемые результаты, модель организации, диагностическая деятельность