Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Кисиль, И. А. Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка / И. А. Кисиль. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17533/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы описывают как применяется нейропсихология и нейропедагогика в преподавании иностранных языков.

Ключевые слова: нейропсихология, нейропедагогика, иностранный язык.

Современные требования школьного образования таковы, что зачастую опережают темпы развития головного мозга учащихся. Современный учитель должен владеть методиками преподавания, а также понимать, как работает мозг человека. Знания о том, как устроен мозг человека, как он воспринимает и обрабатывает информацию, как реагирует на появление второго или третьего языка будет способствовать более эффективному обучению иностранному языку.

Основу содержания обучения иностранному языку составляют речевые навыки и умения, сформированные на основе приобретенных знаний. Успешность обучения зависит от многих факторов (память, язык, мышление, внимание). Педагоги отмечают ряд проблем, которые возникают у детей при обучении иностранному языку: неустойчивое внимание, низкая работоспособность, отсутствие мотивации, снижение познавательной активности. Важно помнить, что процесс обучаемости обусловлен особенностями функционирования нервной системы и мозга ребёнка. При обучении иностранному языку необходимо учитывать потребности и способности ребенка, а для этого необходимо тщательно изучить стратегию мышления ученика.

Цель статьи — показать возможности применения нейропсихологических упражнений для преподавания и стимуляции мотивации обучения иностранным языкам.

Полушария нашего мозга по-разному воспринимают информацию. Это играет одну из основных ролей в обучении по законам нейропедагогики. Обычно педагоги, объясняя новую тему, представляют данные в виде сухих фактов, тренируя, таким образом, только левое полушарие мозга. Однако, у многих людей доминирующим является правое полушарие мозга, а значит, им нужен невербальный способ преподнесения информации и классический им не подходит. По-настоящему эффективным обучение иностранным языкам становится при развитии и правого полушария, т. к. это в итоге благоприятно влияет и на работу левого.

Большое значение при выборе правильного подхода к обучению играют и стадии развития мозга. Каждый возрастной этап характеризуется рядом особенностей, которые обязательно нужно учитывать для лучшего усвоения детьми иностранного языка.

Сегодня особенно актуальным является применение методов, приемов и средств на занятии иностранного языка, позволяющих активизировать обучение. Одним из наиболее эффективных таких средств являются нейропсихологические упражнения.

Нейропсихология изучает связь между психическими процессами и поведением и процессами, которые протекают в головном мозге.

По мнению нейропсихологов, интеллектуальная деятельность более эффективна, если обеспечивается постоянное поступление нервных импульсов в мозг, что способствует поддержанию его в работоспособном состоянии [1].

Нейропсихологические упражнения способствуют активации психических функций таких как восприятие, память, мышление, внимание.

Нейропсихологические упражнения формируют и корректируют механизмы мозговой работы ребенка, способствуют:

– улучшению памяти, мышления, внимания;

– развитию речи;

– улучшению качества освоения учебного материала;

– повышению уровня самоконтроля;

– общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В нейропсихологических упражнениях главным элементом является сенсомоторный (двигательный), но еще добавляются дыхательные упражнения, которых так не хватает современным детям. Дыханием легко руководить, это привычный процесс. Имеется множество дыхательных упражнений, с помощью которых дети учатся сосредоточиваться и управлять своими органами. Влияние нейропсихологических упражнений имеет как незамедлительный, так и накапливающийся эффект, который способствует росту умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

По законам работы мозга на начальном этапе обучения ведущим способом овладения иностранным языком является «материнский»: от слухового восприятия к говорению, а далее к изучению букв и грамматики [2].

Рассмотрим некоторые нейропсихологические упражнения, которые эффективно применять в процессе обучения иностранному языку:

  1. Бумажный лист нужно порвать пополам. Задача обучающегося взять по половинке листа в каждую руку (таким образом, чтобы локти ничего не касались) и одновременно смять их, чтобы весь лист спрятался в кулаке. После этого необходимо медленно и одновременно эти листочки распрямлять. Нельзя помогать другой рукой, нужно работать каждой рукой отдельно (это нужно для того, чтобы активизировать различные участки головного мозга. Каждый раз лист комкается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному).
  2. Упражнение с мячиком. Обучающийся должен подбросить мячик снизу одной рукой, а сверху схватить другой. Руки необходимо чередовать, при этом одновременно считать от 1 до 10 или больше на иностранном языке, каждый раз при подбрасывании мяча и ловя его. Таким образом тренируется координация движений и соответственно развивается мозг.
  3. Упражнения для глаз. Активизируют разные участки мозга. Если перед письменной работой сделать такую разминку, то обучающиеся напишут ее качественнее. Необходимо произносить команды на иностранном языке и выполнять гимнастику:

Посмотрите влево, вправо

Посмотрите вверх, вниз

Посмотрите глазами по кругу

Посмотрите на нос

Посмотрите на воображаемый цветок

Закройте глаза

Откройте, моргните и улыбнитесь

  1. Упражнения с нейроскакалкой.

Прыжки на одной ноге, а другая нога совершает вращательные движения.

Например:

Ребенок прыгает и считает от одного до десяти и наоборот, считает десятками до 100 и наоборот и т. д.

Ребенок прыгает и перечисляет любимые цвета, еду и т. п.

Таким же образом возможна работа в парах и выполнение задания по очереди (так сложнее, потому что нужно следить за тем, что говорит другой обучающийся и за движениями) [3].

Применяя нейроскакалку, обучающийся может учить/рассказывать стихотворение.

Чем полезно: повышается качество запоминания, потому что происходит работа обеих полушарий головного мозга. Знания фиксируются в долговременной памяти. Увеличивается мотивация, т. к. благодаря такой игре происходит объединение процесса обучения и отдыха.

  1. Раскрашивание одновременно обеими руками

Творческое задание, необходимо раскрашивать картинку, выполняя инструкции педагога. Делать это необходимо одновременно обеими руками.

Например, учитель говорит на иностранном: «Colour the door in the left room green. Colour the door in the right room blue».

  1. Упражнение «Море»

Проговаривается история про обитателей моря с движениями. Благодаря этому упражнению активизируется вербальная и мышечная память детей.

  1. Традиционные упражнения артикуляционной гимнастики, выполняемые во взаимодействии с движениями рук и глаз — артикуляционный праксис.
  2. Игра «Испорченный телефон»

Произносим слово на иностранном языке на ухо первому участнику, следующий передает то, что услышал шёпотом по цепочке, последний участник говорит вслух.

  1. Игра в мяч

Педагог задает вопрос и кидает мяч обучающемуся. Обучающийся должен бросить мяч педагогу обратно и ответить на вопрос. Так развивается координация, параллельно с познавательным действием.

  1. Игра с хлопками

Метод известен и полезен, заключается в следующем: под хлопки происходит чтение и разучивание стихотворений. Подключаются одновременно правая (ритм) и левая (речь) височные доли мозга обучающегося.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: двигательные нейропсихологические упражнения улучшают общее состояние организма и эмоциональный настрой обучающегося, запускают процессы памяти и внимания, стимулируют умственную деятельность, в целом, а следовательно, способствуют повышению продуктивности обучения иностранному языку.

Литература:

1. Моргунов Ю. А., Федоров А. В., Петров С. А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры. M., 2009. 32 с.

2. Кисиль, И. А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 39–42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15733/ (дата обращения: 11.08.2022).

3. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: Айрис-пресс, 2018