Авторские игровые пособия, способствующие формированию финансовой грамотности у дошкольников 5–7 лет (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Редичева, Е. В. Авторские игровые пособия, способствующие формированию финансовой грамотности у дошкольников 5–7 лет (из опыта работы) / Е. В. Редичева, Е. А. Мещерякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17482/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы представляют опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников 5–7 лет, средствами авторских игровых пособий.

В последнее время мы часто задаёмся вопросом, нужно ли знакомить дошкольников с экономикой, ее сложными понятиями? Может быть нужно подождать, пока ребенок подрастет, и многое поймет сам? Практика показывает, что нужно. Ведь в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе непрерывной образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

На протяжении длительного времени мы реализовали Примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана Банком России и Министерством образования и науки РФ, авторы-составители: Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С.

Программа разделена на 4 блока, постепенно изучая которые, дошкольники знакомятся с понятиями труд и продукт труда, деньги и цена, реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности и полезные экономические навыки и привычки в быту.

Но здесь мы столкнулись с некоторыми трудностями, это недостаточное количество доступного для нашего бюджета игрового материала. Наши педагоги решили самостоятельно создать такие пособия, проявить креативность, фантазию и творчество.

  1. Первое что мы создали наши воспитатели Пахомова Л. В., Кондратьева Н. М. и Новосёлова Е. Н., это была сюжетно-ролевая игра «Банк».

Цель: Ознакомление детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме. Формирование умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк».

Возраст: Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). В ходе игры проходит закрепление элементарных навыков математической, творческой, речевой, социальной деятельности. Во время игры у детей есть возможность осуществить свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги, как организовать собственное дело, чтобы оно приносило прибыль и т. д.);

Игра может быть как организованная, которая позволяет совершенствовать технику игры и расширять ориентировки детей в социальной жизни, так и свободная игровая деятельность, которая формирует активную позицию ребенка в игре, и позволяет реализовывать сферы его собственных интересов.

Игра может быть интегрирована с другими сюжетно — ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Гараж», «Заправка» и т. п.

Что же включает в себя игра «Банк»:

— атрибуты: стол, стул, касса с деньгами, компьютер, телефон, банковские карты, папка для документов, кассовая книга, сберегательная книжка, печати, паспорта, форма, бейджики, удостоверение охранника, кнопка для вызова полиции, брошюрки, буклеты об услугах банка, банкомат;

— рабочее место кассира; банкира, рабочее место охраны,

Прежде чем познакомить и ввести воспитанников в данную игру, педагог проводит предварительную работу, для этого воспитателем предлагаются следующие приемы и методы:

— беседы, чтение художественной литературы Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

— наглядный метод (демонстрационные пособия);

— установление причинно-следственных связей (банк — зарплатная карта- наличные деньги и т. д.);

— педагогические: игровые, проблемные ситуации — ограбление банка, потеря карты, карта застряла в банкомате и т. п., ситуативный разговор; воображаемые ситуации (где взять деньги на крупную покупку, отказ в предоставлении кредита, сложности при оплате услуг и т. д.);

— сюрпризные моменты (письмо с просьбой о помощи и т. д.);

— элементы творчества и новизны (создание собственной сюжетной линии игры, новые понятия и т. д).

2. Следующее, что заинтересовало наших педагогов, это была инновационная технология круги Луллия. На основе данной технологии, воспитателем Волковой В. М. была создана дидактическая игра по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников 5–7 лет — «Магазин».

Цель данной игры, способствовать формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, развивать у детей познавательную активность в экономической сфере.

Задачи:

— способствовать решению задач экономического воспитания и развитию логического мышления, памяти, внимания;

— воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость), и расширять активный словарь детей;

— учить детей соотносить товар и его стоимость, различать номинал денег, понимать различие в цене товара в соответствии с его категорией

— знакомить с экономическими терминами;

— способствовать формированию элементарных математических представлений;

— способствовать формированию навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы;

Игровое пособие представляет собой два круга разного диаметра. На первом большом круге изображено разное количество монет номиналом в 1 рубль. На втором круге расположены предметы и указана их цена (лыжи стоят 9 руб., ласты стоят 3 руб., булочка стоит 6 руб.). Играющим необходимо найти правильное сочетание товара и его стоимости, выставив стрелку на нужное поле.

Данное пособие можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности при интеграции образовательных областях: познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие, так же пособие можно использовать и в сюжетно — ролевых играх «Магазин», «Семья» и т. п.

  1. Конечно же, мы не оставили без внимания такую популярную технологию, как Лэпбук. Учителем — дефектологом Лукьянчие О. Н. был изготовлен Лэпбук «Приключения с феечкой Копеечкой».

Игровое дидактическое пособие лэпбук «Приключения с феечкой Копеечкой» представляет собой папку-раскладушку из четырех листов формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, конверты, книжки-гармошки в которых собрана информация по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Приключения с феечкой Копеечкой» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Данное пособие является средством коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия), направленное на экономическое воспитание детей, формирование предпосылок финансовой грамотности и расширение представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Для работы с детьми с нарушением зрения лэпбук наполнен играми, способствующими развитию зрительных функций: лото, раскраски с контурами рисунков разной ширины, наборы карточек..

Целью данного пособия является формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности.

Задачи:

— формирование представления об истории появления денег, какие бывают деньги. Закрепить знания детей о деньгах, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах;

— формирование правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости;

— стимулирование познавательной активности;

— воспитание интереса к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Лэпбук содержит:

— Загадки в кошельке; Окошко + конверт со стихами «Способы экономии»; Картотека проблемных ситуаций; Раскраски; Финансовые задачки; Лото «Магазины» с набором товаров; Набор карточек «Товарные деньги»; Набор карточек «Где живут деньги?»; Игра «Что можно купить за деньги?»; Пословицы и поговорки; Экономический словарик; Раскладушка «Современные деньги»; Книжка «История возникновения денег».

Все эти пособия способствуют решению задач экономического воспитания, коррекционного обучения, а также развитию логического мышления, памяти, внимания. Способствуют формированию личностных качеств дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость), и расширяют активный словарь детей, знакомят с экономическими терминами; формируют навыки сотрудничества и умения договариваться друг с другом, выражать свои мысли и анализировать.