Феномен малочисленной академической группы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XXXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 23.07.2022

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Сорокин, А. А. Феномен малочисленной академической группы / А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17399/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается проблема существования так называемых малочисленных или малокомплектных академических групп. Приводятся причины их возникновения, оцениваются возможные проблемы и рассматриваются минусы и плюсы от работы с малочисленными группами, как возникшими естественным путем, так и созданными умышленно с целью эксперимента по повышению качества образования.

Ключевые слова: малая группа, малокомплектная группа, малочисленная группа, индивидуальная образовательная траектория .

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы [1]. Малочисленная или малокомплектная академическая группа представляет собой совершенно другое. Появление этого феномена и его существование связано, в первую очередь, с рядом проблем современной образовательной среды, но иногда такие группы формируют целенаправленно, преследую определенные образовательные или научный цели.

Обобщенный перечень вариантов возникновения малочисленных групп можно свести к:

— формирование малочисленных групп как эксперимент в рамках поиска новых образовательных траекторий по направлению обучения или специальности;

— разбиение групп на подгруппы в рамках реализации УК-3 «Командная работа и лидерство», прописанной в Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения (ФГОС ВО 3++) всех технических направлений подготовки бакалавров [2];

— ряд естественных причин:

  • экономические кризисы последних десятилетий и высокая стоимость профессионального обучения;
  • демографический кризис [3];
  • непопулярность образовательного направления или специальности среди молодёжи;
  • широкий спектр профилей (направленностей) специальности (направления обучения);
  • снижение потребности в специалистах инженерно-технического профиля в регионе [3];
  • снижение уровня подготовленности выпускников школ [3];
  • постоянная смена образовательных стандартов [4];
  • отсутствие должной унификации учебных планов [3].

В большинстве случаев малочисленные группы экономически не выгодны вузу, независимо от причин их возникновения и целей формирования. Это накладывает отпечаток на формы организации работы в таких группах:

— полная контактная нагрузка (редко применяется);

— дистанционное, электронное, онлайн обучение в полном или частичном объеме (стало распространено в период распространения коронавирусной инфекции);

— индивидуальные занятия или самостоятельное обучение, сопровождаемое консультациями и, возможно, контактной аудиторной работой, не превышающей аналогичную у обучающихся заочных форм обучения (к сожалению, самая распространенная форма).

Последнее чаще всего связано с тем, что комплектность академической группы, достаточная для экономической выгоды вуза без ущерба для полноценного освоения студентами образовательных программ, должна составлять не менее 12 человек [3]. Уменьшение численности такой группы приводит к издержкам, которые, чаще всего, решаются на административном уровне за счет обучающихся. Ряд исследований показал, что среднее сокращение контактной нагрузки в таком случае составляет 2,2 раза по сравнению с учебным планом [4].

Здесь же следует отметить и ухудшение качества результата работы преподавателей, работающих преимущественно в малочисленных группах — общепринятые принципы расчета учебной нагрузки приводят к неравенству в трудозатратах преподавателей [4], неявно возрастающая нагрузка приводит к утомляемости, отсутствие возможности проведения практических и лабораторных работ в полном объеме или полноценно оборудованных помещениях.

При переводе группы в разряд малочисленной, возникают вопросы юридического порядка. В ряде вузов расчет аудиторных часов производится по другому способу, а именно, по 20 часов в семестр на обучающегося. Например, если в группе 5 человек, то полная аудиторная нагрузка в семестр будет 100 аудиторных часов, которые распределяются на всех преподавателей, работающих с этой группой. При таком подходе реально возрастает нагрузка на преподавательский состав, значительное количество занятий проводится практически бесплатно, часто переводится в сетевой формат. Несомненно, такой подход снижает качество обучения и приводит к скрытому понижению зарплаты преподавателя и увеличению нагрузки соответственно. Происходит неравноценное перераспределение между аудиторными часами и часами на самостоятельную работу, соотношение между которым устанавливается стандартом и закрепляется в учебном плане. Более того, обучающийся должен получить весь объем материала по дисциплинам, получить знания, умения и овладеть навыками в соответствии с ученым планом, что при подобном подходе крайне сложно, а подчас и невозможно.

Один из вариантов решения этой проблемы — присоединение таких групп по одинаковым дисциплинам к полноценным группам (объединение в поток), что опять же приводит зачастую к понижению эффективности образовательного процесса в целом, особенно на практических и лабораторных занятиях вследствие увеличения численности; или объединение несколько малочисленных групп в одну для приведения занятий разного вида, при этом объединенная группы выйдет за рамки малочисленной, и встает вопрос о формировании нагрузки преподавателям, потому что по одним дисциплинам группы являются малочисленными, а при проведении занятий по общим дисциплинам — нет. К сожалению, в таких случаях расчет учебной нагрузки производится не в пользу преподавателя. Следует учесть, что при присоединении малочисленных групп или их объединения в поток может нарушаться объем аудиторных занятий.

Если же малочисленная группа обучается на коммерческой основе, то возникает конфликт интересов вуза и обучающихся. С одной стороны, обучающимся должна быть предоставлена образовательная услуга в полном объеме, а по факту это требование не выполняется. При этом обучающиеся на контрактной основе в обычной группе образовательные услуги получают полностью, что приводит к неравенству. Логично было бы в контракт о предоставлении образовательных услуг сразу включать пункт об изменении стоимости обучения при формировании малочисленной группы в сторону уменьшения стоимости или же сразу реализовывать сетевую форму, но это понижает доходы вуза. При обучении на бюджетной основе, на каждого обучающегося выделяется определенное количество средств, если группа малочисленная, то она автоматически становится убыточной, а перевод в формат малочисленной сразу нарушает возможность получения образования за счет бюджета в полной мере, и, некоторым образом, такая ситуация приводит к неэффективному и не целевому расходованию средств бюджета.

Один из выходов из этой ситуации –обучение по индивидуальным планам каждого студента малочисленной группы или специальный учебный план с учетом всех сложностей, перечисленных выше.

Обобщая вышенаписанное, отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие ключевые недостатки малочисленных групп:

— отсутствие нормативной базы, регулирующей понятие малочисленной группы и подход к работе с ней, в учебных заведениях;

— уменьшение объема контактной работы;

— увеличение объема теоретической и практической части образовательной программы, требующей всестороннего самостоятельного изучения;

— вероятность ликвидации группы за счет перевода обучающихся на другие направления обучения (специальности).

В то же время, существует большой ряд положительных моментов, связанных с существованием малочисленных групп, как возникших естественным путем, так и созданных экспериментально:

— мощный воспитательно-развивающий потенциал [2];

— возможность вовлечения в активный процесс обучения всей группы [5];

— развитие кооперации внутри группы [6];

— формирование индивидуальной образовательной траектории;

— возможность апробации и реализации редких направлений обучения;

— обучение квалифицированных кадров с уникальной специализацией;

— возможность применение принципа ролевой организации групповой работы [2];

— возможность применения практико-ориентированного подхода в обучении [6];

— подготовка выпускников вузов с узкой направленностью по заказу предприятий и организаций (целевой набор).

Все эти аспекты влияют, в т. ч. на престиж учебного заведения и востребованность выпускников.

Следует отметить, что в силу ряда объективных факторов малочисленные группы будет появляться часто. Проблемы, возникающим при обучении таких групп следует решать комплексно, чтобы сохранить престиж учебного заведения, интересы обучающихся и преподавателей. Не исключено, что для вуза это будет сопряжено с юридическими и финансовыми сложностями. На эффективность получения образования стоит смотреть с точки зрения получения эффективности в целом (по аналогии с принципом оптимальности Беллмана), чтобы в результате получить на выходе специалиста с уникальными знаниями, умениями и навыками, в чем, в конечном результате, заинтересовано учебное заведение, сами обучающиеся и профессорско-преподавательский состав, а достоинства обучения в малочисленной группы это позволяют сделать реальностью.

Литература:

  1. Гриценко, Д. А. Малая группа -виды, формы / Д. А. Гриценко // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 62–19. — С. 34–39. — DOI 10.18411/lj-06–2020–435.
  2. Давиденко, Е. С. Инновационная технология обучения в малых группах как средство развития умений социального взаимодействия студентов технического вуза / Е. С. Давиденко, Н. Л. Байдикова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2019. — № 2(22). — С. 195–201.
  3. Специфика организации учебного процесса в малокомплектных академических группах / Р. М. Лигидов, Е. А. Синцов, Т. А. Налчаджи, З. Л. Синцова // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С. 50.
  4. Панченко, Т. А. К вопросу определения трудоемкости учебной нагрузки преподавателя в малокомплектной группе / Т. А. Панченко // Проблемы высшего образования. — 2017. — № 1. — С. 77–79.
  5. Инновационные методы обучения в высшей школе — методика «малой группы» / В. А. Милягин, Н. В. Дробот, А. Л. Цепов [и др.] // Смоленский медицинский альманах. — 2019. — № 3. — С. 95–101.
  6. Шибаев, Д. В. Применение методики «малых групп» в практико-ориентированном обучении студентов на практических занятиях в юридическом ВУЗе / Д. В. Шибаев // Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Ответственный редактор: Д. В. Шибаев. — Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина, 2020. — С. 73–78.

Ключевые слова

малая группа, индивидуальная образовательная траектория, малокомплектная группа, малочисленная группа