Сторителлинг как средство развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Валуйских, А. В. Сторителлинг как средство развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А. В. Валуйских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/449/17283/ (дата обращения: 27.04.2024).



В системе образования происходят серьезные перемены, это связано с социально-экономическими изменениями в развитии общества. Практика показывает, что заметно увеличилось количество детей, поступающих в начальную школу, с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. А ведь речь ребенка имеет большое значение в психологическом его развитии, на основе сформированной речевой деятельности зависит успешность учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста. Поэтому её развитие является одной из важнейших задач работы учителя-логопеда в начальной школе.

Опыт работы с детьми с ТНР показывает, что даже, если дети владеют счетом, чтением, письмом, достаточно хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.

Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, об играх, о признаках наступающей осени и т. п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные, в них отсутствует логическая связь, они компенсируют это навязчивыми повторениями одних и тех же слов.

Сегодня, наряду с традиционными формами и методами коррекционной деятельности по речевому развитию детей младшего школьного возраста, на помощь приходят нетрадиционные, одним из таких методов является «сторителлинг». Данный метод позволяет обеспечивать положительный настрой ребенка и поддерживать его интерес к выполняемым заданиям и упражнениям [2].

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Он рассматривает сторителлинг как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй», сам термин произошел от англ. Storytelling .

Разрабатывая данную технику, Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: что истории, рассказанные от своего имени, выглядят более живыми, интересными, увлекательными, проще соединяются с личным опытом и легче воспринимаются слушателями. Они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и приближенными к реальности [5].

Цели сторителлинга — увлечь внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Данный метод работы позволяет решать различные задачи: разнообразие образовательной деятельности со школьниками; заинтересовать каждого ученика в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать полученную информацию; обогатить устную речь школьников; формировать грамматически правильную речь; развивать связную речь ребенка; автоматизировать ранее поставленные звуки [3].

Такой метод не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у школьников большой интерес, развивают фантазию, логику.

Методика работы над сторителлингом в коррекционной деятельности очень проста. Вначале выбираем историю, она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Начиная сочинять историю, необходимо подумать, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ученика в воображаемый мир. Требуется соблюдение очередности действий рассказчика: стейтмент (заявление) → аргументация → рестейтмент (вывод). В каждой истории должна быть присутствовать: простота; неожиданность; конкретность, реалистичность и эмоциональность [6].

Начало занятия может быть представлено несколькими вариантами. Например, педагог предлагает исходную проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать детей принять участие в образовательной деятельности.Можно предложить детям игры и упражнения для организации их внимания. Перед началом занятия с детьми проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, перестроение по парам, что позволяет переключить дошкольников с одного вида деятельности на другой.

Логопед включается в деятельность как партнер, используя методы, стимулирующие интерес школьников. Рабочее пространство организуется таким образом, чтобы ученики смогли общаться и перемещаться. В ходе взаимодействия с учениками создаются ситуации для обозначения цели и задач деятельности, намечается задача для совместного выполнения, предлагаются способы ее решения.

В конце занятия ученики приводят в порядок рабочее место. Затем выставляют свои работы и делятся своими впечатлениями. После того как учащиеся прослушали интересную историю, они участвуют в ее «экранизации», они начинают больше доверять логопеду, лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное — информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают [4].

Рассказы для детей подбираются в соответствии с их возрастными особенностями, а так же интеллектуальным, эмоциональным и физическим уровнем развития. В историях должны быть определенные герой, которые вызывают симпатию у детей. Можно применять открытые вопросы к ученикам, вовлекающие их в участие в рассказывании историй. Необходимо понимать, что изложение фактов это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Поэтому обходимо добавлять эмоциональный фон к фактам.

Сочиняя, дети «проживают» свою историю, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, потому что позволяет застенчивым ученикам быть более раскрепощёнными, робкие становятся смелее, молчаливые более разговорчивыми. Каждый учащийся рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя своих героев и эмоциями, чувствами, страхами, которые переживают сами [5].

Таким образом, данная технология позволяет добиться следующих результатов: осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие, ученики учатся воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; они включаются с интересом в проблемную ситуацию и ищут варианты решения проблемы вместе.

В процессе коррекционной деятельности с применением метода сторителлинга у детей младшего школьного возраста: идет развитие связной речи; идет обогащение активного и пассивного словаря; ученик учится грамматически правильно высказывать свои мысли; идет автоматизация поставленных звуков; развиваются память, мышление, воображение.

Итак, сторителлинг позволяет увлечь ученика в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с продуктивными видами деятельности, помогает ему более выразительно построить свой монолог, избавиться от так называемого «страха говорения».

Школьник начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого прислушивается. Метод помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ученика появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.

Таким образом, сторителлинг является универсальным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Это эффективный метод преподнесения любого материала.

Литература:

  1. Русакова, А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки /А. С. Русакова. — М.: Обруч, 2015. — 192 с.
  2. Симмонс, А. Сторителлинг. Как использовать силу историй /А. Симмонс. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 177 с.
  3. Ульянова, И. А. Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях /И. А. Ульянова // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 — С. 136–138.
  4. Федорова, С. В., Барчева, А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста /С. В. Федорова, А. А. Барчева // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 515–518.
  5. Черняева Л. А. Сторителлинг — как инновационная технология развития речи детей. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/23/storitelling-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-razvitiya-rechi-detey