Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Игнатова, Т. В. Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования / Т. В. Игнатова, С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/449/17264/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящее время в образовательных учреждениях нашей страны серьёзное внимание уделяется развитию и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях учреждения дополнительного образования можно эффективно использовать разнообразные формы и методики, позволяющие добиться положительных результатов не только в плане социализации, развития, но и общего оздоровления ребёнка с особенностями развития. Одной из наиболее действенной формой оздоровления, развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью являются занятия адаптивной физической культурой (АФК). Укрепление здоровья детей с проблемами в развитии играет большую роль в социуме. Совместными усилиями педагогов, родителей, различных специалистов, можно достичь определённых успехов, если действовать слаженно, последовательно, систематично.

В объединении «Азбука здоровья» (адаптивная физическая культура) Дома детского творчества города Тулы интересен опыт работы с детьми с особенностями развития. Занятия организованы с учетом индивидуальных особенностей детей, проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. Содержание занятий включает множество игровых моментов, активно используются мягкие модули, игровое, реабилитационное и спортивное оборудование. Общаясь с педагогом, выполняя различные упражнения, ориентированные на разные группы мышц, дети получают много позитивных эмоций, что также важно в плане оздоровления. Формируются морально-волевые качества личности, мотивируется стремление к самостоятельности, преодолению трудностей, психологических барьеров, адаптации в окружающим мире.

Систематические занятия адаптивной физкультурой позволяют детям не только укрепить своё здоровье, но и самореализоваться в жизни. Главное, педагогу необходимо увлечь ребёнка в активную спортивною деятельность, дать почувствовать уверенность в своих силах, успеха в достижении цели, результата, помочь мотивировать его к самостоятельности, желанию к самосовершенствованию. Для детей с ограниченными возможностями здоровья развитие двигательной активности является наиболее приоритетной задачей, поэтому многие занятия адаптивной физической культурой включают множество упражнений, направленных на развитие мышц ног, рук с использованием различного оборудования. Ходьба, бег, приседания, прогулки на свежем воздухе, дополняют занятия, с учётом специфики заболеваний и нормы допустимой нагрузки детей.

Самое важное правило «не навредить». С этой целью педагогу приходится изучать специфику заболеваний своих воспитанников, консультироваться с различными специалистами, изучать психологию, проходить обучение на специальных курсах повышения квалификации, грамотно корректировать дополнительную общеразвивающую программу. В общем итоге, адаптивная физическая культура ориентирована на стимулирование положительных многофункциональных изменений в организме ребёнка, формирование важных двигательных функций, общую координацию, оздоровление. социализацию в общественной жизни. На сегодняшний день, адаптивная физическая культура включает в себя комплекс мер спортивно-оздоровительной деятельности, направленной на решение задач по развитию и формированию социальной активности детей с особенностями развития.

Эффективность занятий подтверждена и в плане коммуникации. Ребёнок легче адаптируется в школе, в коллективе сверстников, ориентируется в различных бытовых ситуациях. На современном этапе существует множество разнообразных педагогических технологий, методик, форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но в условиях учреждения легче реализовать любой проект, программу, так как нет жёстких рамок, предоставлен большой выбор содержания, методов, средств, тематики программ.

Ведущей формой работы на занятиях в объединении «Азбука здоровья» по адаптивной физкультуре является организация интегрированных занятий совместно с родителями. Родители очень заинтересованы в положительных результатах разностороннего развития своего ребёнка, являются первыми помощниками педагога. Системные последовательные занятия позволяют добиться определённых целей учебно-воспитательного процесса, методика и приёмы используются в комплексе, чередуются, дополняют друг друга, нагрузка дозируется согласно возрастным особенностям и специфики заболевания детей. Родители подсказывают педагогу о проблемах здоровья своих детей, его эмоциональном состоянии. Это также помогает корректировать учебный процесс, использовать нетрадиционные формы оздоровления с использованием различных тренажёров, музыки, релакс-упражнений. Мониторинг изменения в динамике освоения программы помогает своевременно скорректировать содержание тематики, вносить эффективные методики, технологии.

Значительным моментом в деятельности объединения является творческое сотрудничество педагога с родителями обучающихся. Разрабатываются совместные проекты по пропаганде здорового образа жизни, проводятся праздники здоровья, активизируется досуговая деятельность в каникулярное время. Такая форма работы помогает совершенствовать воспитательный аспект, развивает коммуникативные особенности, сплачивает коллектив единомышленников, создаётся благоприятный микроклимат для всех участников учебно-воспитательного процесса, раскрываются лучшие личностные качества. Большая роль при этом отводится педагогу. Своим энтузиазмом, увлеченностью, энергичностью, уверенностью в успехе совместной деятельности способен «заразить» детей и родителей. Как показывает опыт, к такому педагогу «тянутся», он способен вдохновить на трудоёмкую работу детей и взрослых в плане достижения положительных результатов. Активная личностная позиция педагога помогает ускорить такие результаты. Повышение профессиональной компетенции, самообразование, поиск расширения возможностей для привлечения детей к совместной оздоровительной деятельности, интеграция творческого и практического опыта, проведение открытых занятий, тематических мастер-классов, помогают популяризировать такое направление, как адаптивная физическая культура. Обобщение практического опыта, анализ положительных эффективных результатов освоения программы, помогают повышать рейтинг не только своего объединения, но и учреждения дополнительного образования в целом.

Важным звеном системы обучения и воспитания является организация мероприятий физкультурно-спортивной направленности. Игровые программы, спортивные праздники, весёлые эстафеты, викторины, совместный просмотр тематических фильмов, роликов, презентаций помогают внести разнообразие в учебный процесс. Атмосфера сотворчества и сотрудничества возрождает новые идеи, импульсы к желанию работать, реализовывать новые проекты. Социальный заказ на организации занятий по адаптивной физкультуре ежегодно увеличивается, а значит заставляет педагогов самосовершенствоваться, предоставлять качественные образовательные услуги, в том числе и для детей с особенностями развития.

Самостоятельная разработка адаптированной дополнительной общеразвивающей программы, реализация и управление стратегией учебно-воспитательного процесса, требует от педагога много усилий, стремления к постоянной активности, самосовершенствованию, обучению. Повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования неразрывно связано с потребностями и запросами современного общества, модернизацией образования. Современный педагог должен обладать разнообразными компетенциями, в том числе информационно-коммуникационными технологиями, обладать широким кругозором, осведомлённостью, широкими познаниями в выбранном направлении деятельности. При организации занятий по адаптивной физической культуре, педагог должен совершенствовать свои знания и в области медицины. Это необходимо для выбора индивидуального учебного маршрута для детей с инвалидностью, создания условий и выбора средств, методов, форм обучения с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Такой комплексный подход позволяет добиться хороших результатов в деле обучения и развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Евсеев С. П., Шапкова Л. В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2013.
  2. Батуева А. Э. Значение определения адаптационного потенциала у лиц с отклонениями в состоянии здоровья при проведении занятий адаптивной физической культурой / А. Э. Батуева // Адаптивная физическая культура. 2014. — № 2(18). — С. 11–13.