Особенности реализации технологии дифференцированного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 08.06.2022

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Радь, Ю. О. Особенности реализации технологии дифференцированного обучения / Ю. О. Радь. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/449/17257/ (дата обращения: 03.05.2024).



Целью современной школы является формирование личности конкурентоспособного, всесторонне развитого, владеющего необходимыми компетенциями выпускника, в том числе и через решение такой задачи реализации федерального государственного образовательного стандарта.

В достижении данной цели немаловажную роль играет применение педагогических технологий. Одной из наиболее эффективных и актуальных технологий является технология дифференцированного обучения, так как она наиболее ориентирована на формирование личности учащегося, учитывает индивидуальные особенности, способности, возможности, а также потребности участников образовательного процесса.

Процесс дифференциации обучения состоит в учете индивидуальных и топологических особенностей личности при группировании учащихся, а также организации обучения в сформированных группах. Таким образом, четкое определение понятия дифференциации подразумевает учет признаков, по которым обучающиеся будут поделены на группы. В качестве таких признаков выступают индивидуальные особенности детей.

Чаще всего в школах реализуется дифференциация посредством деления класса (курса) на группы по таким критериям как обученность и обучаемость. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения, то есть когнитивный уровень, характеристики развития, сложившиеся на сегодняшний день. Однако данный критерий является достаточно гибким и зависит как от внутренних факторов, так и от внешних.

Что касается обучаемости, это более стабильный критерий, нежели уровень обученности. Обучаемость — восприимчивость учащегося к усвоению новых знаний, формированию способов их получения, открытость к переходу на новые уровни когнитивной деятельности.

Существует большое количество диагностик, позволяющих определить уровень обученности и обучаемости, результаты которых в дальнейшем становятся основаниями для формирования групп обучающихся (чаще трех): с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый); со средним уровнем (базовый, репродуктивный); с высоким уровнем (продвинутый, творческий).

В процессе реализации дифференцированного подхода для каждого уровня подготавливается различный дидактический материал, продумываются мотивационные и стимулирующие приемы учебной деятельности, определяется форма промежуточного и итогового контроля.

Следует помнить, что успешному внедрению дифференцированного обучения способствует добровольный выбор учащимся тот или иной уровень обучения, полное усвоение базового компонента образования, наличие форм контроля, разнообразие самостоятельной деятельности и форм работы, своевременная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

Для каждой из составленных групп необходимо ставить цели обучении, виды и уровень заданий, определять объем и сложность материала для усвоения.

Для группы учащихся с низким уровнем в первую очередь следует сформировать или пробудить интерес к изучению дисциплины, ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение действовать по образцу. Предлагаются тренировочные задание, предполагающие воспроизведение полученной информации и актуализацию полученных ранее навыков.

У учащихся со средним уровнем необходимо развить устойчивый интерес к изучению предмета, актуализировать и закрепить уже имеющиеся знания, сформировать и развить навыки самостоятельной работы. Им для решения предлагаются более продуктивные и практико-ориентированные задания, связанные с применением знаний в новой ситуации, разработка и проектирование новых продуктов или их частей.

В группе учащихся с высоким уровнем предполагается сформировать качественно новые способы деятельности, развить умение решать задачи повышенного уровня сложности и нестандартные задания, усовершенствовать навыки организации самостоятельной познавательной деятельности. Проекты и задания, предлагаемые учащимся, носят преимущественно творческий характер.

Возможно применение следующих способов дифференциации:

– по объему учебного материала;

– по уровню трудности;

– заданий по уровню творчества;

– работы по характеру помощи учащимся;

– работы по степени самостоятельности учащихся.

При этом дифференцирование работы учащихся может быть на каждом этапе занятия. Например, можно включать элементы данной технологии на этапе закрепления материала: учащиеся третьей группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно, учащиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, учащиеся первой группы работают под руководством учителя. При такой организации деятельности «сильные» учащиеся получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную отметку, в то время как «слабые» учащиеся чувствуют себя уверенней и тоже получают положительную отметку.

Применение технологии дифференцированного обучения в предложенном ключе достаточно эффективна и целесообразна, так как педагог получает возможность уделять внимание как более сильному ученику, так и помогать менее успевающему, становится реально в рамках одного занятия уделять внимание слабому ученику, плохо адаптирующемуся к общественным нормам, и в полной мере реализуется стремление наиболее успевающих обучающихся более эффективно и глубоко продвигаться в изучении дисциплины.

Однако использование технологии дифференцированного обучения обусловлено не только уровнем обученности и обучаемости, но и разными способами восприятия информации. Известно, что в зависимости от ведущего канала восприятия данных всех людей можно условно разделить на следующие группы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы.

Визуальный канал направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на зрительных образах. У визуалов отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение, а также изображений, схем и графиков.

Аудиалы усваивают информацию путем концентрации преимущественно на слуховых образах. При преобладании аудиального канала восприятия у человека отмечается высокая способность к запоминанию путем прослушивания материала.

Кинестетический канал направлен на усвоение материала преимущественно путем сосредоточения на физических ощущениях. Аудиалы при восприятии информации задействую такие органы чувств как обоняние и осязание.

Дигиталы (дискреты) усваивают информацию путем концентрации на абстрактно-логических образах. При преобладании дигитического канала в восприятии информации человеку крайне важно крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий.

При организации учебной деятельности на занятии достаточно сложно спланировать этап объяснения нового материала с учетом вышеперечисленных типов восприятия, однако можно представить данные сразу в нескольких видах, удобных для восприятия и визуалам, и аудиалам, и кинестетикам, и дигиталам, используя многосенсорное представление информации. Например, на уроке информатики при объяснении темы «Аппаратное обеспечение ПК» новую информацию можно представить с помощью презентации, изобразив устройство системного блока, устно объяснить алгоритм обмена данными между устройствами ПК, задать направляющие или проблемные вопросы, а также продемонстрировать и дать самостоятельно ознакомиться с устройствами ПК, такими как жесткий диск, оперативная память и т. д.

При подготовке дидактических материалов также есть варианты учета особенностей восприятия материала. Например, для дигиталов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания, поэтому постановка задачи в данном случае приветствуется строго структурированная (в виде списка, схемы или таблицы).

Для кинестетика главный способ восприятия — движение, действие. Поэтому если это алгоритм, то его необходимо выполнить по мете поступления каждого отдельного шага. Для ученика с преобладающим кинетическим каналом следует предложить задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению.

Учащимся аудиалам проще усваивать новый материал и овладевать навыками, проговаривая каждый свой шаг, они часто этим пользуются при решении особенно сложных заданий или вычислений.

Для учащегося с преобладающим визуальным каналом при закреплении новых знаний следует подготовить дидактические раздаточные материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль.

При этом на учебном занятии эффективно и достаточно удобно учителю использовать различные приемы для всех каналов восприятия, не останавливаясь на каком-то одном, что позволит у учеников развить способность воспринимать информацию не только привычным для них способом.

Таким образом, существует несколько основания для использования дифференциации на уроках, что оправдывает и делает данную технологию обучения эффективной и актуальной.

Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.

Литература:

  1. Волковысский Р. Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении.- М.: Просвещение — 1993.-110с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. -СПб: Питер, 2001. — 592с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т. П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 c.
  4. Пидкасистый П. И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — М.: Юрайт — 2010. — 237 с.
  5. Ромашко И. В., Винник В. М. Технология работы в разноуровневых группах.// Математика в школе.-1996, № 4.-с.40–41.