Опытно-экспериментальная работа для проверки эффективности структуры критериального оценивания учебных достижений учениками начальной школы с использованием заданий с дескрипторами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Стельмашук, М. Н. Опытно-экспериментальная работа для проверки эффективности структуры критериального оценивания учебных достижений учениками начальной школы с использованием заданий с дескрипторами / М. Н. Стельмашук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/17094/ (дата обращения: 28.04.2024).



Автор статьи, используя практику критериального оценивания, рассматривает правила составления формативных и суммативных работ учащихся, опираясь на учебные цели. Из этой работы вытекают дескрипторы, которые наглядно объясняют выставление баллов за учебные достижения. Проведён анализ и опытно-экспериментальная работа для более глубокого анализа.

Ключевые слова: критериальное оценивание, суммативные работы, учебные достижения, дескрипторы.

В современном Казахстане пересмотрена система оценок на основе критериев. Но она требует подготовки компетентных учителей. Следуя этому, ведётся большая теоретическая работа казахстанских авторов О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. Эти методисты объясняют необходимость этого для повышения качества знаний учащихся средней школы и внедрения критериального оценивания.

В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая Р. О. Кенжитаева не только изучала проблему, но даже выпустила методические рекомендации. Там рассматривается, как помочь педагогу в освоении нового оценивания. [1].

Но с применением оценивания по критериям до сих пор возникают трудности у рядового педагога в школе. Недостаточно практических методических разработок для обучения учителей тому, как же всё-таки правильно составить дескрипторы для оценивания по баллам ученика для проведения формативного и суммативного оценивания. Этой статьёй я закрываю образовавшуюся проблему и предлагаю свой опыт по составлению таких упражнений.

В пособии говорится: «Это процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе четко выработанных критериев» [2]. То, что получено после проведения работ, подлежит тщательному рефлексивному анализу.

Разработанная система критериального оценивания позволяет перейти к реализации такой главной задачи как функционирование объективной и прозрачной системы оценивания и исключения «любимчиков» у учителя.

Казахстанская школа стремится создать условия для привития навыков самостоятельного обучения и повышения ответственности обучающихся за свое обучение.

Я проанализировала материал по критериальному оцениванию казахстанских авторов и провела опытно-экспериментальную работу по созданию образцов заданий по математике во втором классе. Они позволят оценивать достижение обучающимися ожидаемых результатов.

Нужно обучить учителей тому, как по целям создавать шаги задания, по которым идёт ученик. В новом оценивании эти шаги называются дескрипторами.

В методическом пособии Г. М. Кусаинов даёт такое определение: «Дескриптор — характеристика, описывающая конкретные шаги для выполнения заданий» [3]. Чтобы составить дескрипторы к заданиям, нужно опираться и следовать целям. Эта работа нужна, чтобы учитель мог увидеть образовавшийся пробел в знаниях ребёнка. Дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Затруднения и непонимание тем нужно для обратной связь между обучающимся и учителем. И ещё чтобы спланировать дополнительные часы на повторение с этими ребятами.

В оценивании по-новому контрольные работы по итогу раздела называются «Суммативное оценивание за раздел» или Сор. По итогу четверти пишется контрольная четвертная работа «Суммативное оценивание за четверть» СОч. Оценивается это в баллах. За Сор от 7 до 14 баллов, то есть задание на каждый балл должно быть задание. А подбор заданий строго следует цели, указанным в долгосрочном планировании.

Каждый урок учитель проводится срез знаний, который называется формативное оценивание или ФО. Оно не только следит за уровнем усвоения материала программы. Но также обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом.

Оценивание идёт по 10-бальной системе. Учитель фиксирует в журнале прогресс учебных достижений учащихся в виде баллов.

Приведу пример разработанных дескрипторов и по ним заданий суммативного оценивания (СОРы) для учеников 2 класса по предмету «математика» за 3 четверть.

По математике 3 раздела изучается в 3 четверти, поэтому три суммативных работы. Цели на каждый раздел свои. Это можно увидеть ниже на примере математики 3 класс в таблице 1.

Таблица 1

Цели суммативного оценивания за раздел (Сор 1)

Тема раздела.

«Геометрические фигуры и взаимное их расположение»

Подраздел

3.1 Геометрические фигуры и их классификация

3.2 Изображение и построение геометрических фигур

Цели обучения

1)Распознавать и называть виды углов (прямой, острый, тупой),

2)чертить отрезки и прямые, геометрические фигуры,

3)анализировать и решать составные задачи в два действия.

Критерий оценивания для учителя

Обучающийся:

1)различает виды углов;

2)чертит углы и геометрические фигуры.

3)решает составные задачи в два действия

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание. Применение

Время выполнения

20 минут

Каждому учащемуся предлагаются критерий оценивания и дескриптор, чтобы ребёнок мог видеть, за какой шаг он получает балл. Разбаловка по заданию Сор № 1 приведена в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценивания и дескрипторы к Сор 1

Критерий оценивания для учащегося

зад

Дескриптор для о бучающийся

Балл

Различает углы по видам и чертит ихю

Чертит многоугольники, следуя инструкции.

1

-распознает углы и обозначает

3

2

-чертит фигуру с заданными сторонами и обозначает их заглавными буквами

2

Решает задачу

3

-решает составную задачу

Условие, вопрос

Решение по действиям и выражение

ответ

5

Всего ___ из 10 баллов, что соответствует ______ %

Из этого мы видим, чтобы составить дескрипторы к заданию, нужно отталкиваться от цели урока. Например, цель — распознавать и называть виды углов (прямой, острый, тупой), следовательно, критерий для учителя- это что оценивать — различает виды углов

Сор № 1 по математике 2 класс 3 четверть

Задание 1. Выполни задания

  1. Начерти прямой угол; Начерти тупой угол; Начерти острый угол.
  2. Начерти прямоугольник, длина которого 6 см, а ширина 4 см.

Задание 2. Реши задачу.

На дереве 24 груши, а под деревом на 16 груш меньше. Сколько всего груш на дереве и под деревом?

Как составляются критерии к заданиям, можно рассмотреть в таблице 3.

Таблица 3

Расшифровка критериев для педагога и учащегося

Цели обучения

Критерии оценивания для учителя\ для обучающегося

Баллы

1)понимать, что умножение и деление -взаимообратные действия, определять зависимость между компонентами, результатами этих действий.

Критерий оценивания для учителя: применяет зависимость между компонентами и результатом действий умножения и деления.

Критерий оценивания для обучающегося (конкретное задание): составляет и записывает четвёрку примеров на умножение и деление с числами.

3х4=12 12:4=3

4х3=12 12:3=4

4

2)анализировать и решать задачи на деление по содержанию и на равные части.

Критерий оценивания для учителя: ученик анализирует и решает задачи на нахождение суммы одинаковых и на деление по содержанию и на равные части.

Критерий оценивания для обучающегося (конкретное задание): применяет зависимость между компонентами и результатом.

В аллее парка рассадили 27 деревьев в три ряда. Сколько деревьев в одном ряду?

27:3=9(д.)

3

Всего 7 баллов, что соответствует 100 %

Данный материал и проведённая опытно-экспериментальная работа может оказать помощь учителям разобраться в критериях для использования этого материала в своей практике.

Литература:

  1. О. И. Можаева., А. С. Шилибекова, Д. Б. Зиеденова Методология системы критериального оценивания учебных достижений учащихся: учебно–метод. пособие. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. — 38 с.
  2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. Пособие. / Под ред. О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. — 56 с.
  3. А. Т. Айтпукешев., Г. М. Кусаинов, К. М. Сагинов Оценивание результатов обучения: метод. пособие. — Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. — 108 с.
  4. Л. Г. Колесова Справочник для учителя. В помощь обучающимся на курсах повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан. — Астана: Назарбаев Интеллектуальные школы; Филиал «Центр педагогических измерений», 2017. — 68 с.

Ключевые слова

дескрипторы, учебные достижения, критериальное оценивание, суммативные работы