Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Рыжова, С. О. Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования / С. О. Рыжова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/17085/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования. Раскрыты специфика и роль деятельности педагога дополнительного образования в формировании толерантности подростков.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, формирование толерантности, подростки, педагоги, дополнительное образование.

На сегодняшний день одной из наиболее серьезных и актуальных проблем во всем мире и, в частности, в России, является проблема интолерантности. Разнообразные источники нетерпимости служат появлению насилия, жестокости и отчуждения в обществе [5]. Исходя из этого, общественность нуждается в формировании новой культуры отношений.

Особое внимание в данном процессе необходимо уделять формированию толерантности у подростков, т. к. именно этот возраст выступает важнейшим периодом психосоциального развития человека [8].

Начиная с подросткового возраста дети уже довольно активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают новые социальные роли. Вся их будущая жизненная ориентация основывается на том, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Само понятие «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [4]. Толерантность как одно из качеств личности, противопоставляемое стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям [5].

Формирование толерантности является сложным и многогранным процессом, осуществляющимся всем социальным окружением подростка, а особенно, под влиянием взаимоотношений в семье и в кругу сверстников, их взглядов и отношений к другим людям и обществу в целом [8].

Толерантность как личностное качество проявляется не только в знании основных её теоретических положений, но и в соответствующем поведении и мировоззрении [9].

В процессе формирования толерантности подростков огромное значение имеет профессионализм преподавателя и его выбор педагогической стратегии во взаимодействии с ребенком в образовательной деятельности. Именно от правильно подобранной педагогической стратегии педагога зависит и степень самостоятельности деятельности учащихся, и подкрепление эмоциональной мотивации посредством организации успеха, и обеспечение удовлетворенности результатами деятельности [9].

Что касается дополнительного образования, то оно изначально ориентировано на свободу выбора подростками видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы и способности каждого учащегося, что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности [6].

Педагогам дополнительного образования при формировании и развитии толерантности в большинстве случаев следует использовать комплекс познавательных и практических заданий, основывающихся на интересах и жизненном опыте самих учащихся.

Учитывая то, что для подросткового возраста характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, обосновано использование исследовательского метода и деятельностной практики. На данном возрастном этапе дети способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческой жизни, находить различия между культурами, анализировать и понимать причинную обусловленность этих различий [3].

Воспитание толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования берет начало с профессионализма педагога, его профессионального мастерства, определенной учебно-методической свободы [1]. Педагог может быть просто руководителем, а может быть старшим другом, наставником, примером для подражания. От этого напрямую зависит будет ли успешным процесс формирования толерантности у подростков.

Научить умению вступать в диалог с людьми, не зависимо от их национальной принадлежности, вероисповедания. Это и без того сложная задача, которая становится невозможной при незаинтересованности педагога, при его формальном подходе.

Наиболее важными задачами дополнительного образования можно назвать знание основных моральных норм, правил поведения в обществе, практические навыки и умения общения с представителями других этносов, формирование уважения к истории своего государства и народа. Для педагога целью формирования толерантности является подготовка подростков к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальности, социальной или религиозной принадлежности, взглядов на жизнь, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Исходя из этого, нельзя не отметить важнейшую роль педагога, а также ближайшего окружения подростка и той культурной среды, в которой он существует [7].

Также важен интерес к другому человеку, способность к взаимопониманию, уважение других народов и этнических групп. В подростках необходимо воспитывать чувство уважения к личности, доброжелательное отношение и позитивное восприятие другого человека и его особенностей.

В работе с подростками педагогам необходимо направить воспитательную работу на формирование адекватной самооценки, самостоятельности, социальной активности, ответственности и партнерского взаимодействия на основе взаимного уважения и осознания разнообразия мира [2].

Формирование педагогом дополнительного образования толерантного отношения к окружающим людям также должно быть направлено на воспитание у подростков чувства уверенности к себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения [3].

Таким образом, можно сделать вывод о важнейшей роли педагога дополнительного образования в формировании толерантности подростков. Так, в основе профессиональной деятельности современного педагога стоит задача воспитания учащихся как гуманных, толерантных личностей.

Также в процессе педагогической деятельности преподавателю необходимо ставить перед собой такие задачи, как формирование у учащихся знаний, умений и навыков толерантного отношения к окружающим, включение толерантности в личностную систему ценностей подростков и установку на толерантность.

Литература:

  1. Бейсенбекова Г. Б., Карманова Ж. А., Оразалина Г. С. Роль педагога в формировании толерантности/ Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12 (ч.5) — С. 907–908.
  2. Богинская Ю. В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы/ Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118–120.
  3. Веселова А. А. Роль школы в формировании толерантности подростков [Электронный ресурс] / Вопросы науки и образования. — Иваново: Олимп. — № 10 (11). — 2017. — С. 143–145. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30648457
  4. Зенович Д. В. Проблема формирования толерантности и межэтнической толерантности у подростков — основа духовно-нравственного состояния общества в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Сборники конференций НИЦ Социосфера. — Прага. — № 51. — 2013. — С. 28–32. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20804964
  5. Зенович Д. В. Ценностная ориентация подростков на «терпимость» — важнейшая установка на формирование толерантности / Сборники конференций НИЦ Социосфера. — Прага. — № 55. — 2013. — С. 66–69.
  6. Кащенко О. О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2004. — 190 c. — Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tolerantnosti-podrostkov-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovanija.html
  7. Петрова А. И. Воспитание толерантности в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Педагогическое образование в России. — 2018. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya
  8. Поликарпова А. И., Лихачева Т. И. Основные направления и условия формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества. — № 3. — 2008. — С. 222–227
  9. Рагимова С. Р. Роль педагога в формировании толерантной среды в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум. — 2017. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040210