Значение текстовой деятельности в контексте различных подходов в методике обучения русскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Борисова, К. М. Значение текстовой деятельности в контексте различных подходов в методике обучения русскому языку / К. М. Борисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17065/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассмотрено значение текстовой деятельности в контексте системно-деятельностного, текстоориентированного, когнитивного, аксиологического, метапредметного и лингвокультуроведческого подходов.

Ключевые слова: текстовая деятельность, методика преподавания русского языка в школе, системно-деятельностный подход, текстоориентированный подход, когнитивный подход, аксиологический подход, метапредметный подход, лингвокультуроведческий подход.

This article considers the meaning of textual activity in the context of system-activity, text-oriented, cognitive, axiological, metasubject and linguocultural approaches.

Key words: text activity, methods of teaching the Russian language at school, system-activity approach, text-oriented approach, cognitive approach, axiological approach, meta-subject approach, linguistic and cultural approach.

Текстовая деятельность — понятие, возникшее в семиосоциопсихологии и названное Т. М. Дридзе «механизмом социокультурной коммуникации» [4, с. 147], которое опирается на понимание текста как «коммуникативно-познавательной единицы» [там же]. Н. С. Болотнова определила понятие текстовой деятельности как «систему действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их» [2, с. 381]. В контексте методики обучения русскому языку мы также предлагаем следующее определение рассматриваемого феномена: вид учебной деятельности, связанный с восприятием, интерпретацией и созданием текстов и реализуемый коммуникативном, речевом, когнитивном и мировоззренческом (ценностном) аспектах. В методике обучения русскому языку текстовая деятельность может быть рассмотрена с позиций различных подходов для уточнения её роли в системе школьного обучения русскому языку. Под подходом будем понимать «базисную категорию методики, определяющую стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию» [1, с. 200], при этом подход «представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать» [там же].

Одним из ведущих подходов в современной методике обучения русскому языку является системно-деятельностный подход, который «системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым способствует повышению учебной мотивации и организации продуктивной учебной деятельности на уроке» [7, с. 211]. Данный подход утверждает ведущую роль деятельности в учебном процессе, поэтому текстовая деятельность при таком подходе является одной из ведущих. Как и любая деятельность, текстовая деятельность является «осознанной, мотивированной и целенаправленной, социально регламентируемой активностью, опосредующей все связи человека с его естественным (социокультурным) окружением» [5, с. 25]. И эта деятельность является стержнем всей системы обучения русскому языку.

Текст — «доминанта учебного процесса» (А. Д. Дейкина) и один из ключевых концептов в теории текстовой деятельности — является содержательным и организационным центром процесса обучения в рамках текстоориентированного подхода. И воплощение этого подхода невозможно без понимания методических основ развития текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка. Текстовая деятельность это не просто работа с текстом, это направленная осознанная деятельность, которая является одновременно коммуникативной и речевой. Именно в процессе текстовой деятельности происходит восприятие, интерпретация и порождение текстов.

При когнитивном подходе, «основанном на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учёт различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной группы, и учебных стратегий, которыми они при этом пользуются» [1, с. 115] текстовая деятельность важна как процесс, в ходе которого совершенствуются когнитивные способности учащихся. Особое место в данном случае занимают тексты типа рассуждения, на материале которых можно организовать направленную работу по развитию мыслительных операций учащихся: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Другой важный аспект текстовой деятельности — личностное развитие — актуализируется при аксиологическом подходе, который базируется на идее о том, что при изучении русского языка учащиеся приобретают «опору для своего личного отношения к предмету изучения и сформировать свой взгляд как часть своего общего мировоззрения на русский язык» [3, с. 11]. Исследователи отмечают органичность идеи ценностного аспекта или ценностной доминанты при анализе текста, включенного в урок русского языка [3, с. 176]. Именно через тексты учащиеся воспринимают и транслируют смыслы, что обуславливает неразрывную связь текстовой деятельности и аксиологического подхода.

Текстовая деятельность обеспечивает не только процесс обучения русскому языку, но и весь процесс обучения в целом. В этом заключается метапредметное значение текстовой деятельности, которое реализуется в метапредметном подходе обучения русскому языку. Отмечается, что именно посредством текстовой деятельности «осуществляется объединение и взаимодействие учителей всех предметных областей» [6, с. 302]. Для успешного освоения образовательных программ всех уровней учащимся необходимо развивать умения по восприятию, интерпретации и порождению текстов, то есть умения текстовой деятельности.

Текст, согласно Ю. М. Лотману, является «не только генератором новых смыслов, но и конденсатором культурной памяти» [9, с. 162]. И это значение текста как единицы не только языка, но и культуры, особенно важно для понимания роли текстовой деятельности в контексте лингвокультуроведческого подхода. Особую значение приобретает лингвокультуроведческий анализ текстов, который определяется как ««разбор текста во взаимосвязи языка и куль- туры: выделение семантико-структурных элементов текста, языковых единиц всех уровней, соотнесенных с определенным содержанием, типом, стилем речи; определение коммуникативной, социокультурной, кумулятивной и эс- тетической функций текста, выявление в тексте историко-культурной ин- формации, отраженной в культуроносной лексике» [10, с. 5]. Другим важным инструментом для развития текстовой деятельности является также лингвокультурологическая характеристика текста, разработанная и обоснованная О. Н. Левушкиной [8].

Рассмотренными подходами не ограничивается диапазон подходов в методике обучения русскому языку. Однако приведённый анализ позволяет убедиться в огромном значении текстовой деятельности. Значит, какой бы подход ни был избран ведущим, необходимо уделять внимание развитию текстовой деятельности школьников.

Литература:

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. — М.: Русский язык. Курсы, 2019. — 496 с.
  2. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 520 с.
  3. Дейкина, А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография/ А. Д. Дейкина. — М.: МПГУ, 2019. — 212 с.
  4. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3. — С. 145–152.
  5. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология. /Т. М. Дридзе; под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  6. Косолапова, Т. К. Метапредметная роль текстовой деятельности (на примере практики «ситуационная задача») / Т. К. Косолапова // Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2018 года / Составитель О. Е. Дроздова. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — С. 301–306.
  7. Лазарева, Л. М. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы. // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования. Материалы III Международной научно-практической конференции. — Астрахань, 2021. Астраханский государственный университет, «Астраханский университет». С. 210–212.
  8. Левушкина, О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.02. М., 2014. — 543 с.
  9. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. Семиосфе- ра. — СПб: «Искусство-СПБ», 2004. — 704 с.
  10. Ходякова, Л. А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте // Русский язык в школе. — 2012. — № 4. — С. 3–10.

Ключевые слова

метапредметный подход, аксиологический подход, когнитивный подход, системно-деятельностный подход, текстовая деятельность, методика преподавания русского языка в школе, текстоориентированный подход, лингвокультуроведческий подход