Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафиуллина, Г. Н. Творческий проект для дошкольников старшего дошкольного возраста «Мой край родной — Югра!» / Г. Н. Сафиуллина, Л. Н. Береговина, О. В. Гневанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/17042/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: малая родина, ханты-манси, дети.

Тип проекта: продуктивный, информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь — ноябрь).

Участники: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет), воспитатели, родители.

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Как Россия сильна регионами, так и ХМАО — Югра сильна своими городами и селами со своими достопримечательности, известными и талантливыми людьми. А мы, её жители разных поколений и возрастов, от мала до велика, должны знать историю малой родины, чтить и сохранять традиции национальной культуры и ее самобытность, беречь уникальную северную природу.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Югра… Благословенная земля для многих и многих народов Великой России. Земля, щедро делящаяся с нами россиянами несметными богатствами своих недр, лесов и рек, добротой людей, живущих на ней.

Несмотря на обилие промышленных городов, ХМАО — Югра обетованная земля малочисленных коренных жителей: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой.

Цель проекта : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, городе Сургуте, и других городах ХМАО — Югра.

Задачи:

— познакомить дошкольников с понятием «Наш округ — Югра», «Тайга»;

— расширять знания детей о жизни, традициях, быте и культуре народов ХМАО через национальные подвижные и коммуникативные игры;

— развивать и обогащать словарный запас дошкольников новыми понятиями и речевыми оборотами;

— формировать коммуникативно-речевые умения, как основу социальной компетентности;

— воспитывать бережное отношение детей к окружающему нас миру — растениям, животным, рекам и озерам;

— привлекать педагогов и родителей к активному участию в формировании у детей основ осознания себя как жителя севера, любви к своему городу Сургуту, округу ХМАО — Югра через нравственные качества — взаимопонимание, уважение и дружбу.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы с учётом мировосприятия детей:

— создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;

— экскурсии в ИКЦ «Старый Сургут»;

— беседы о родном городе, округе ХМАО — Югра;

— знакомство с произведениями Сургутских поэтов С. Сметанин, С. Пивоваров, Л. Гайкевич, И. Мазин и другими;

— использование игр, музыкального материала, стихов и чистоговорок для разучивания на патриотическую тематику, пословиц и поговорок;

— просмотр слайдов, презентаций, телевизионных передач для детей;

— организация тематической выставки: «Моя Югра — мой дом»;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

Ресурсы проекта:

  1. Фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, компьютер, ЖК телевизор, аудио записи.
  2. Иллюстративный материал:

— картинки с изображением музыкальных инструментов ханты-манси — нарс-юх, шаманский бубен, санквылтан, тор-сапль-юх, тумран, кугель-юх, аудиозаписи и видеофильмы с записью звучания и игры на хантыйских инструментах;

— картинки с изображением символики города Сургута и родного края ХМО-Югра, картинки природы и фотографии музейных экспонатов;

— картинки жилища, быта, жизни, орнаментов коренных народов севера;

— презентации: «Жители тайги», «Грибы и ягоды», «Животные» и др.

  1. Атрибуты:

— музыкальные инструменты (ложки, треугольники, металлофоны, бубны, маракасы, бубенчики, колокольчики);

— флажки, цветы, платочки, ленточки, шапочки животных медведя, оленя, лассо.

  1. Пособия:

— музыкально-дидактические игры, музыкально-подвижные игры «Народов севера», игры «Народов мира».

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

I этап

Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Разработка плана проектной деятельности на тему «Мой край родной — Моя Югра».

3. Создание интерактивного ресурса smart notebook (для интерактивной доски) на тему «Югорка в гостях у ребят»

4. Подборка: стихотворений, загадок, песен, мультфильмов; подвижных, пальчиковых игр; материала для изобразительной деятельности; художественной и познавательной литературы для чтения детям.

5. Приобщение родителей к работе над проектом.

6. Разработка конспектов развлечений, досугов, викторин, подготовка атрибутики к мероприятию, для оформления музыкального зала.

7. Познакомить администрацию ДОУ, педагогов и родителей с проектом.

II этап

Основной

Учитель музыки:

прослушивание и разучивание детских песен :

«Гимн Сургуту» О. Дубова;

«Ханты-мансийский край» А. Ж. Грузных;

«Белый олень» А.Тарханов, В. Пшеничникова;

«Югорская звезда» О. Кваша, В. Костин

«Мир похож на цветной луг» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского;

«Моя Россия» слова Н.Соловьёва, музыка Г.Струве;

слушание музыки:

Кола Бельды «На нартах», Хантыйская музыка — «ЛИМ»

О.Якимов — «Оленьи гонки», «Ветра».

разучивание танцев, хороводов:

«На горе-то калина» р.н.п; «Большой хоровод» слова Л.Жигалкиной и И.Хайта, музыка Б.Савельева;

«Хантыйский танец с барабанами»;

«Танец медведей»;

Хантыйский танец «Куриня»;

разучивание игр:

«Музыкальные змейки»;

«Если весело живется, делай так»;

«Реки и озёра»;

«Зеркало».

Учитель-логопед:

разучивание стихов с детьми о России, о родном крае, о дружбе;

—разучивание скороговорок, пословиц, поговорок о дружбе разных народов;

— придумывание с детьми чистоговорок на соответствующую тему;

— разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», «Дружба», «Дом».

— совершенствование лексико-грамматического строя речи (игры на словообразование и словоизменение).

Учитель по физической культуре:

знакомство с играми народов севера, народов мира;

— оформление буклетов «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси».

— разучивание игр:

Подвижные игры:

«Король»;

«Чум»;

«Третий лишний»;

«Двигайся и замри».

Игры народов севера:

«Выбивка оленей»;

«Белые медведи»;

«Заячьи следы»;

«Бег по медвежьи»;

«Волк и оленята»;

«Медведь»;

«Прыжки на одной ноге»;

«Льдинки, ветер и мороз»;

«Куропатки и охотники»;

«Оленьи упряжки»

Воспитатели:

Беседы:

Беседы с детьми «Я живу в Югре»;

«Что я знаю о Сургуте»;

«Природа и дары в ХМАО-Югра»;

«Ханты и манси — культура и традиции».

Сюжетно-ролевые игры:

«Узнай по описанию»;

«Путешествие по Югорской земле»;

«Мой сад, моя семья, моя страна».

Чтение художественной литературы:

А. М. Конькова «Как окунь полосатым стал», «Каждый другом силён»;

М. К. Анисимкова «Оленья шкура», «Гордый олень»;

М. Скребцова «Обидчивый кедр», «Ворчливые орешки»;

П. Сигунов «Почему падают кедры».

Хантыйские народные сказки:

«Воробушек», «Мальчик Идэ», «Почему звери друг от друга отличаются», «Заяц и сорока», «Как медведь хвост потерял», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Почему совы не видят солнечного света?»

«Кукушка».

Мансийские народные сказки:

«Кот», «Мышка и лось», «Ими-Хиты», «Ермак», «Синичка», «Ягодка голубика»,«Бурундук, кедровка и медведь» , « Легенда о кедре».

Стихи Сургутских поэтов:

А. С. Тарханов «Морошковое лето»;

М. Л. Вторушин «Ледоход»;

С. Пиваваров «Лесные друзья»;

Л.Гайкевич «Добро пожаловать в Сургут», «Сургут», «Родимая сторона»;

С. Сметанин «Югра», «Весенняя минута».

Ознакомление детей с тематическими загадками.

— Художественно-творческая деятельность

Рисование

«Рукавица»;

«Шишка»;

«Хантыйские узоры»;

«Чум — жилище хантов»;

«Северный олень», «Животные Югры».

Аппликация

«Следы животных» с элементами рисования;

«Хантыйская варежка»;

«Дары тайги»;

«Любимый город»- коллаж.

Оформление выставки рисунков «Югра — мой дом!», «Любимый город мой Сургут!».

— Подбор дидактического материала, репродукций, атрибутов к играм.

— Использование в играх кукол разных национальностей.

Родители:

Сбор информации о традициях коренного населения, о достопримечательности города и округа; создание атрибутов;

— Сопровождение детей во время экскурсии в ИКЦ «Старый Сургут»;

— Участие в подготовке рисунков «Югра — мой дом!», «Любимый город мой Сургут!».

III этап.

Заключительный

1. Выставка детских рисунков «Югра — мой дом!».

2. Тематический досуг «Югорка в гостях у ребят!».

3. Презентация буклетов: «Игры народов мира», «Игры народов севера — ханты и манси», «Хантыйские музыкальные инструменты.

Предполагаемые результаты:

  1. Формирование обобщенных представлений об истории своего края, города, России и всего мира.
  2. Повышение интереса к корням своих предков, традициям, национальным чертам и отличиям, самобытности народов.
  3. Развитие у детей музыкально — творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
  4. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Литература:

  1. Васильева Н. Н Развивающие игры для дошкольников. \ Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 2005.
  2. Баранов Н. Н. Очерки истории Югры. — Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000, с.45.
  3. Гемуев И. Н. Легенды и были таежного края. — Новосибирск; Наука, 1989.
  4. Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115
  5. Коробова Э. О. Народов малых не бывает. — М; Молодая гвардия. 1991.
  6. Ромбандеева Е. И. История народа манси и его духовная культура. — Сургут; Северный дом, 1993.