Позитивный темп урока математики
Авторы: Байдина Анна Анатольевна, Булатов Андрей Геннадьевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 21.02.2022
Статья просмотрена: 477 раз
Библиографическое описание:
Байдина, А. А. Позитивный темп урока математики / А. А. Байдина, А. Г. Булатов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/16992/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор пытается ответить на вопрос, насколько важен не просто правильный темп урока, но и настрой на урок, а именно создание позитивного темпа урока.
Ключевые слова : позитивность, темп, урок, эффективность.
В современной школе с ее огромным методическим потенциалом каждый учитель может найти свои приемы и методы обучения, использовать те или иные методики, обогатить не только себя, но и своих учеников новыми знаниями, умениями и навыками. В процессе роста педагогического мастерства педагог выбирает свою индивидуальную траекторию учебного процесса, в которой учитывается множество факторов, в том числе объем изучаемого материала на уроке, организационные моменты, темп урока, позитивный настрой себя и учащихся, выдача домашнего задания и многое другое. Каждый учитель сам выбирает, как воспринимать все происходящее в своей профессиональной деятельности. Такая черта характера как позитивность помогает учителю налаживать контакт с аудиторией, улучшает уровень взаимодействия в классе и между коллегами, он верит в себя и в то, что все будет хорошо.
В понятие «современного урока» входят всевозможные формы организации позитивной познавательной деятельности обучающихся, максимальная эффективность достигается в том случае, когда у детей появляется интерес к предмету, а это неотъемлемая часть позитивного отношения к учителю.
Основная задача современного урока — с точки зрения позитивизма обеспечить оптимальное качественное развитие каждого ребенка.
С началом урока у учеников должно складываться позитивное отношение к предмету, соответствующий настрой помогает учителю лучше объяснить тему, выделить больше времени на рефлексию, закрепление нового материала. Если ученики в своей деятельности будут использовать разнообразные формы и виды работ на уроке, то эффект не заставить себя ждать. Поэтому важную роль в процессе обучения играет позитивный темп самого урока, который должен задавать учитель.
В своей педагогической деятельности учитель воспринимает темп урока как со стороны изложения материала, так и со стороны усвоения учащимися. То, что объясняется на уроке, в конечном итоге должно быть усвоено, а на это уходит, как правило, больше времени. Неоднократно учитель сталкивается с проблемой — материал дан, рассмотрена масса примеров, решены аналогичные задания, а у отдельных учеников есть вопросы к усвоению изученного материала. И снова «на круги своя», заново объясняется тема, заново разбираются типовые задачи, а на это уходит много времени. Какой выход, снизить скорость изложения материала, иначе распределить время на отдельные фрагменты урока? Множество вопросов, которые касаются методики, педагогики и психологии. Положим, тема «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» выдана ученикам достаточно быстро, в процессе решения простых примеров они дают верные ответы, но стоит дать задания немного сложнее, и есть проблемы! Кто-то складывает знаменатели, кто-то забывает сокращать дробь, кто-то не выделяет целую часть. А на это уходит на уроке масса времени. Парадокс — тема изучена быстро, ученик все поняли, однако, на деле есть масса вопросов по усвоению материала.
Так что позитивный темп урока и скорость преподавания материала, а, как следствие, усвоение материала — совсем не одно и то же. Темп урока — есть не скорость, с которой материал преподносится, а темп, с которым урок позволяет материалу разворачиваться, по восприятию учеников [2,с.28].
Речь, стиль изложения, скорость, тембр голоса, эмоциональность подачи материала, уровень детализации объяснений, речевое соответствие подачи материала уровню восприятия учащихся, педагогический такт — все это является составляющими элемента позитивного темпа урока.
Как рассчитать темп урока, должен ли он быть одним в течение всего времени, стоит ли менять скорость речи? Вопросов много. Идеального ответа нет. Множество факторов влияют на восприятие информации учениками, начиная от степени их подготовки, их эмоционального состояния, заинтересованности до объема изучаемой темы и вовлеченности учителя в конечный результат. Так действительно ли эта проблема: в каком темпе лучше вести урок? Если задать слишком низкий темп урока, то большинству учеников это будет не интересно. Поэтому на уроках, где темп подачи учебного материала, темп общения с детьми похож на замедленные съемки, ребенок устает быстрее. Если скорость изложения информации будет слишком высока, то через какое-то время даже более сильные ученики могут потерять интерес.
По словам Выготского Л. С. «темп урока должен задаваться и поддерживаться учителем, исходя из возможностей класса. Нельзя задавать слишком быстрый темп. Из-за этого многие ребята не успевают за учителем, отстают, не усваивают материал и никакого позитивного настроя на изучение математики. В то же время слишком медленный темп расхолаживает ребят, в классе начинаются посторонние разговоры, шум» [1, с.22].
Где темп урока повысить, где понизить — опытный учитель знает, и делает это незаметно для ребят, привлекая их своим позитивным отношением к предмету, к окружающей обстановке. Если материал прост для усвоения — темп крайне быстр, при изучении трудного материала замедляется скорость речи, материал многократно повторяется, различными вопросами проверяется понимание ребят. В начале урока темп медленный, затем нарастает, к концу урока опять снижается [2, с.87].
Со слов Ерофеевой Н. Ю. «позитивное преподавание предполагает использование широкого спектра разных темпов, от медленного до бодрого, энергичного прогресса. Когда учитель повышает свой темп до максимума, учебный процесс становится притягательнее и интереснее для учеников, даёт им ощущение стремительного развития и быстрых перемен» [3, с.97].
Учитель пришел на урок, он знает, каковы задачи, знает, чего хочет добиться от ребят, имеет специальные методические знания, план проведения каждого занятия, а также позитивное настроение. Подготавливаясь к уроку, учитель конструирует его. Он должен заранее предусмотреть ритм, темп и акценты, которые он расставит по ходу урока. Не исключена непредвиденная ситуация (скажем, большинство не поняли или, наоборот, слишком просто), и тогда нужно очень быстро найти выход из создавшегося положения. Учитель, настроенный решительно, «по-боевому», непременно быстро справиться с такой ситуацией, еще и передаст свой позитивный настрой окружающим.
Планируя урок, учитель заранее думает о том, в каком темпе его провести, когда сменить ритм и темп, расставляет по ходу урока акценты.
Провести урок в одном темпе практически невозможно. При условии, когда отдельные задания и виды деятельности на уроке начинаются и заканчиваются быстро и чётко, не сливаясь при этом в неразборчивое и непонятное рагу из неразличимых компонентов, это, как правило, позитивно сказывается на темпе урока. Проводя чёткие границы, учитель ускоряет темп урока, так как первые и последние минуты любой деятельности играют важную роль в формировании восприятия этих занятий учениками. Быстрое, энергичное начало способно сделать урок интересным и привлекательным.
Используя на уроке разные варианты ведения занятия, будь то групповые формы, индивидуальный подход, перекрестные опросы, беседы, дифференцированные формы самостоятельной работы, учитель заранее определяет количество времени для каждого запланированного вида деятельности [4, с.50].
Эффективное преподавание предполагает использование широкого спектра разных темпов, от медленных, тщательных рассуждений и раздумий до бодрого, энергичного прогресса, темп урока есть иллюзия скорости, создаваемая педагогом по мере необходимости. Мастерство учителя как профессионала и психолога, внушить детям, что они делают нечто совершенно новое, ранее непознанное. И это можно конструировать в течение урока, важна позитивная составляющая и мастерство учителя.
Когда учитель повышает темп до максимума, учебный процесс становится притягательнее и интереснее для учеников, дает им ощущение стремительного развития и быстрых перемен. На уроке происходит нечто интересное для них: они чувствуют прогресс и не знают, что произойдет в следующую минуту.
Время для реализации задумок учителя ограничено 40–45 минутами, и даже при таком малом количестве времени следует менять темп урока хотя бы через каждые 10 минут. Тогда у учеников сложится впечатление, что, во-первых, урок интересен, во-вторых, отсутствие усталости, в третьих, тема усвоена. При переключении с одного вида деятельности на другой, когда выполнено очередное упражнение или в обсуждение вступает очередной одноклассник, при этом ориентиры меняются быстро, у детей создается впечатление, что урок идет стремительно, причем независимо от фактической скорости преподавания.
Таким образом, позитивный настрой учителя, соответствующий темп изложения — плацдарм для успешного проведения урока, что, в свою очередь, порождает интерес к предмету и увеличению работоспособности учеников и росту взаимопонимания между педагогом и его учениками.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М: Лабиринт, 1996. — 67 с.
- Дуг Лемов. Мастерство учителя. Проверенные техники выдающихся преподавателей. Издательский дом: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 232 с.
- Ерофеева Н. Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя // Завуч. — № 1. — 2000. — С. 96–100 // Завуч. Научно-практический журнал. — № 7. — 1999; № 2. — 2001. Центр «Педагогический поиск».
- Ибрагимов, Г. И. Концепция современного урока / Г. И. Ибрагимов // Школьные технологии. — 2008. — № 2. — С.48–52.
Похожие статьи
Важность алгоритмов в нашей жизни
В статье автор раскрывает роль алгоритмов в нашей жизни; рассматриваются основные моменты, на которые нужно обратить внимание преподавателю в процессе формирования алгоритмического мышления у студентов.
Практические рекомендации эффективного обучения
В статье автор попытался ответить на вопрос, как захватить и удержать внимание обучающихся на своем предмете и на уроках в частности, как укрепить в сознании детей важность и полезность полученной информации.
Мысли и размышления современного педагога
В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.
Идеальный преподаватель: выявление личностных качеств, необходимых педагогу в настоящее время
В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель.
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Как высокомотивированный учитель влияет на самообразование учащихся
В статье отмечены основные стороны, при которых мотивация самого учителя влияет на самообразование детей и на их мотивацию.
Методологическая культура и аспекты обучения
Статья посвящена вопросам методологической культуры и преподавания в системе СПО, вопросам, которые имеют большое значение вследствие ряда особенностей процесса обучения, так как педагогика — это не только технология, но и творчество.
Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС
Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...
Значение эмоционального интеллекта для руководителя
Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...
Похожие статьи
Важность алгоритмов в нашей жизни
В статье автор раскрывает роль алгоритмов в нашей жизни; рассматриваются основные моменты, на которые нужно обратить внимание преподавателю в процессе формирования алгоритмического мышления у студентов.
Практические рекомендации эффективного обучения
В статье автор попытался ответить на вопрос, как захватить и удержать внимание обучающихся на своем предмете и на уроках в частности, как укрепить в сознании детей важность и полезность полученной информации.
Мысли и размышления современного педагога
В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.
Идеальный преподаватель: выявление личностных качеств, необходимых педагогу в настоящее время
В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель.
Развиваем творческие способности на уроке технологии
В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Как высокомотивированный учитель влияет на самообразование учащихся
В статье отмечены основные стороны, при которых мотивация самого учителя влияет на самообразование детей и на их мотивацию.
Методологическая культура и аспекты обучения
Статья посвящена вопросам методологической культуры и преподавания в системе СПО, вопросам, которые имеют большое значение вследствие ряда особенностей процесса обучения, так как педагогика — это не только технология, но и творчество.
Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС
Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...
Значение эмоционального интеллекта для руководителя
Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя. Отдельное внимание уделено особенностям достижения высокого уровня эмоционального интеллекта. Проведено сравнение когнитивного и эмоционального интеллекта...