Духовно-нравственное воспитание на классных часах через технологии диалогического общения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 06.02.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Чертихина, Л. В. Духовно-нравственное воспитание на классных часах через технологии диалогического общения / Л. В. Чертихина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16975/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор представляет формы проведения классных часов через диалогические технологии, основываясь на опыте работы.

Ключевые слова: технологии, диалогическое общение, дискуссия.

Классный час — это одна из основных форм организации воспитательной работы, запланированной по плану. Формирование, развитие духовно-нравственных основ личности обучающегося осуществляется в основном через данную форму, где целенаправленное, организованное, контролируемое взаимодействие педагога — воспитанника происходит через общение, выполнение совместной работы.

Целостная система образования в настоящее время включает в себя не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания обучающихся, что является необходимым в условиях идеологического кризиса.

В современных условиях образовательного учреждения возникает вопрос как осуществить взаимосвязь моральных представлений, знаний обучающегося с личной повседневной его реальностью в системе проведения классных часов. Возникает вопросы о формах, методах, способах, приемах, средствах проведения воспитательных мероприятий, то есть об эффективном использовании педагогических технологий.

Классные часы, проводимые в формате диалогического общения, раскрывают вопросы духовно-нравственного характера, приводят к пониманию обучающимися важности общечеловеческих нравственных ценностей в решении нравственных, социальных проблем. Диалогическое общение на классных часах эффективно организовать по средствам педагогических технологий — этического диалога, дискуссии. Диалогические технологии позволяют создать благоприятную обстановку, в которой каждый из обучающихся может без опаски высказать свое мнение.

В ходе классного часа обучающиеся обретают умения критически мыслить, разрешать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, альтернативных мнений, принимать продуманные решения, отстаивать свое мнение, общаться в группах, публично выступать. На занятии обучающийся становится полноправным участником воспитательного процесса, его жизненный опыт служит основным источником познания мира. Педагог является направляющим диалогического взаимодействия, помощником, а воспитанник полноправным участником дискуссионного общения по духовно-нравственным вопросам.

Так форма проведения классного часа с помощью технологии этического диалога — вызывать стремление думать, размышлять о смысле собственных поступков, принятых решений, суждениях. Этапы: завязка, процесс диалогического общения по выявленной проблеме, точка интеллектуального и эмоционального напряжения, нравственный выбор, открытый финал — направлен и выстроен таким образом, чтобы в итоге обучающиеся пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных ценностей в решении конкретной проблемы [1].

Особо хотелось обратить внимание на смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога с учетом возрастных особенностей. Так при организации этапа «Завязка»:

1) для 5–6 классов уместно провести в форме незаконченного сюжета (видеосюжета), притчи, интригующего вопроса;

2) для 7–8 классов через инсценировки, ситуацию для анализа;

3) для старших классов 1 этап уместно провести через погружение в ситуацию.

При организации следующего этапа — построение логической цепочки, после создания эмоционального настроя, нравственного эмоциональный настрой, формируется нравственное поле для рассуждений, когда ребенок, попав в проблемную ситуацию, начинает размышлять над темой.

Основные вопросы данного этапа «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру.

Обучающиеся на классном часе на этом этапе могут работать со словарями (когда необходимы четкие определения), анкетирования и т. д. Мне хотелось поделится некоторыми своими приемами.

Когда обучающимся из многочисленных признаков (качеств) необходимо выделить наиболее значимые предлагается задание:

  1. Каждому обучающемуся раздаются листочки, на которых из 10 признаков необходимо выделить 5 наиболее важных для них лично;
  2. Работа в группе: обучающиеся выделяют совпавшие признаки, если таких нет, то они выделяются путем совместного обсуждения;
  3. Педагог у себя в бланке отмечает ответы групп;
  4. На доске выстраивается пирамида или лестница выделенных качеств.

Также можно предложить еще одно задание: обучающимся представляется фото людей (примерно 10–15) необходимо разделить их на группы — известные, малоизвестные, неизвестные. Интрига будет заключатся в третьей категории. Классный час проводился по теме «Героями не рождаются, героями становятся» по выбранным фото в категории «известные» задавался вопрос — почему нельзя отнести к героям выбранных людей?

Следующий этап — обращение к личности обучающегося. Данный этап является обязательным так как он создает условия осознания, в контексте обсуждаемой темы, своего личностного Я. Обсуждаются вопросы, делается нравственный выбор обучающимся, основываясь на личный его опыт, рассматриваются пути решения непростых вопросов, стимулируя на самоанализ, самооценку и самосовершенствование. Так при проведении мероприятия «Умеем ли мы прощать?» После выстроенной логической цепочки ребятам предлагается вопрос «А любой ли человеческий поступок можно простить?». Ответ на последний вопрос, как правило, вызывает дискуссию. Так нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

Заключение классного часа часто выражен в форме открытого финала, побуждающий обучающихся к рефлексии, самоосмыслению, что стимулирует к обучающихся к нравственному развитию [2].

Проведение классных часов в дискуссионной форме имеет множество вариантов: форум-обсуждение, симпозиум, «снежный ком», и т. д.

Самой распространенной формой проведения дискуссии является «Круглый стол», по средствам которой проблема обсуждается с различных стороной и вырабатывается общее решение. Этапы проведения классного часа:

  1. Определение темы, целей, правил обсуждений, регламент;
  2. Обсуждение вопросов по блокам;
  3. Подведение итогов обсуждения.

Роль ведущего круглого стола сводится к регулированию и побуждению участников для эффективного обсуждения, направлению деятельности обучающихся. Оперативность обсуждаемых вопросов возможно усилить за счет:

  1. Стимулирующие вопросы («Все с этим согласны?», «Что вы чувствуете по этому поводу»);
  2. Для обсуждения вопроса с разных точек зрения необходимо педагогу и провоцировать («А если посмотреть на проблему …»);
  3. Педагог напоминает в процессе дискуссии о тех фактах, которые еще не учитывались в обсуждении;
  4. Педагогу необходимо задавать дополнительные вопросы для того, чтобы расширить область обсуждения, либо углубиться в проблему, либо сменить тему;
  5. В конфликтных ситуациях педагог напоминает обучающимся о том, что у участников разные точки зрения, и каждый имеет право высказаться;
  6. Ведущий узнает мнение остальных участников («Все разделяют эту точку зрения?»).

Форма проведения дискуссии, происходящей за счет сопоставлений, согласования позиций и формирования вариативных представлений по одной и той же теме — приоритеты.

Алгоритм проведения — ориентация на проблему, оценка и конфронтация суждений, консолидация мнений, решений и рефлексивный анализ.

В начале участникам выдается листок с перечнем высказываний по определенной теме, которые далее располагаются в порядке убывания личных приоритетов, где оценка тезисов производится по десятибалльной системе. В зависимости от оценок обучающиеся разбиваются по группам, где разрабатывают общую систему приоритетов. Если не удается прийти к общему мнению, то данные тезисы рассматриваются позже. Спорные случаи разбираются коллективом, который выявляет и принимает общее решение.

Дискуссионные формы проведения воспитательных мероприятий позволяют становлению морального самопознания обучающихся посредствам обсуждения накопленных ими представлений, жизненного личностного опыта. Обсуждения позволяют актуализировать, конкретизировать представления по моральным, нравственным критериям.

Литература:

  1. Как работает технология этического диалога в 10–11 классах. — URL: https://multiurok.ru/files/kapustina-l-kak-rabotaet-tekhnologiia-eticheskogo.html
  2. Этический диалог как форма нравственного воспитания. — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/11/14/eticheskiy-dialog-kak-forma-nravstvennogo