Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Олейникова, И. С. Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств / И. С. Олейникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16934/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается использование коллективной творческой деятельности в детской школе искусств. Обучение сотрудничеству является сегодня актуальным, так как современные дети утрачивают не только способности, но и стремление к совместной деятельности.

Ключевые слова: детская художественная школа, совместная коллективная деятельность, сотрудничество.

Процессы модернизации затрагивают школьное и дополнительное образование. В детских художественных школах (далее по тексту — ДШИ) необходимо применение новых педагогических технологий, что обеспечит переход на более высокий технологический уровень. Одной из таких технологий является технология совместной коллективной творческой деятельности.

Обучение в ДШИ, как правило, построено на преобладании индивидуальных форм работы. Это относится не только к обучению на музыкальном отделении, но и на художественном отделении. Занятия по композиции, рисунку, живописи, декоративному искусству носят невербальный, практический характер. Так было всегда. И это было нормой. У детей в повседневной жизни было множество коллективных дел, занятий, совместных игр и развлечений и проблема формирования их коммуникативных качеств не стояла. Между тем современные дети испытывают значительные трудности в общении, сотрудничестве, выполнении коллективной деятельности [2]. Исчезли совместные игры, совместные походы и дворовые развлечения. Все это привело к тому, что дети не только не умеют, но и не стремятся к сотрудничеству, не всегда способны договориться, разделить сферы своей деятельности. Они не учитывают интересы других детей, не стремятся понять и оценить продукт деятельности другого человека.

Модернизация образования выдвинула в число приоритетных задачу формирования коммуникативных умений школьников. Если у учеников будут сформированы коммуникативные учебные универсальные действия, то более успешной будет их адаптация, общение и социализация [1]. Эффективным средством формирования коммуникативных умений школьников является коллективная творческая деятельность, в процессе которой школьники научатся договариваться, находить общее решение поставленной цели. Коллективная творческая деятельность потребует от них умения высказываться аргументировано и убежденно, учитывая позицию других людей. Более того, в процессе коллективной деятельности ребята научатся относиться друг к другу более доброжелательно.

Проблемой общения, коллективной деятельности и ее влияния на общее развитие учащихся, занимались отечественные ученые исследователи: Л. Н. Буйлова, Л. С. Выготский, Т. А. Поляков, М. И. Станкин и др. Вопросы коллективного художественного творчества детей освещены в трудах Т. С. Комаровой, Б. М. Неменского, А. И. Савенкова.

В умении организовывать совместную деятельность, договариваться, как считают А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, проявляются сформированные коммуникативные универсальные учебные действия школьников [1]. Их формирование невозможно без учебного сотрудничества детей. По мнению Г. А. Цукерман в сотрудничестве с другими у школьников формируются коммуникативные умения — учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; способность участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

В соответствии с содержанием деятельности, коммуникативные действия можно условно разделить на три группы:

— коммуникация как взаимодействие;

— коммуникация как общение;

— коммуникация как интериоризация [1].

Коммуникация как взаимодействие основана на учете позиции собеседника, партнера по деятельности. От детей требуется преодоление эгоцентрической позиции, когда ребенок сосредоточен только на своем видении и понимании вещей. Совместная деятельность и учебное сотрудничество повышают опыт общения, учат «заранее предвидеть разные возможные мнения других людей. … обосновывать и доказывать собственное мнение» [1, с. 56].

Коммуникация как кооперация проявляется в сотрудничестве, согласовании усилий для достижения общих целей совместной деятельности. Несмотря на то, что учебная деятельность в ДШИ чаще имеет индивидуальный характер, в ней достаточно возможностей для сотрудничества. Например, в конце занятия, при просмотре работ ребята учатся доброжелательно высказывать свое впечатление о композиции, цветовом решении, задавать вопросы, формулировать ответы, высказывать конструктивные предложения.

Коммуникация как интериоризация — это «процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные». Согласно теории Л. С. Выготского, формирование внутренних средств сознательной деятельности происходит только в условиях совместной деятельности [3. c. 19].

Изобразительная деятельность предполагает «сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов» [4, с. 3].

В ДШИ следует использовать такие технологии коллективной творческой деятельности, как:

— метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

— метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

— метод коллективных и групповых работ;

— метод применения детских работ, коллективных панно, выставок для оформления интерьера школы искусств [3].

Так, в ДШИ с. Михайловка для оформления интерьера используются творческие композиции. Наши возможности позволяют проводить в стенах школы коллективные и индивидуальные выставки детей (рис.1).

Награждение победителей на фоне выставки творческих работ учащихся ДШИ с. Михайловки

Рис. 1. Награждение победителей на фоне выставки творческих работ учащихся ДШИ с. Михайловки

В преддверии нового года, в фойе ДШИ была создана новогодняя инсталляция. Перед нами стоял ряд задач: оформление интерьера школы, создание праздничного настроения, сплочение детей средствами совместной деятельности. Вначале был продуман общий вид инсталляции, определены ее форма и отдельные элементы. Затем каждый ребенок создавал свою часть. На заключительном этапе ребята создавали общую композицию. На этом этапе потребовалось много усилий как со стороны педагога, так и самих учащихся по преодолению эгоцентризма детей. Каждый ребенок хотел сделать центром композиции свою работу, не заботясь об общей композиции. Совместными усилиями были преодолены разногласия, и новогодняя инсталляция заняла достойное место в фойе школы (рис.2).

Учащиеся ДШИ демонстрируют законченную новогоднюю инсталляцию

Рис. 2. Учащиеся ДШИ демонстрируют законченную новогоднюю инсталляцию

Результаты совместной творческой деятельности радовали самих участников, других учащихся, педагогов, родителей. Согласно нашим наблюдениям, ребята стали более сплоченными и доброжелательными.

Таким образом, использование технологии коллективной творческой деятельности в ДШИ отвечает современным запросам общества в воспитании детей, способных сотрудничать в совместной деятельности, повышает их коммуникативные качества.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова; Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. 2-ое изд. — М.: Просвещение, 2010. — 116 с.
  2. Буйлова Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М., 2000.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь / под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 2006. — 541 с.
  4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить — М.: Просвещение, 2012. — 240 с.

Ключевые слова

сотрудничество, детская художественная школа, совместная коллективная деятельность