Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 24.01.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Радевич, Н. К. Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды / Н. К. Радевич. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16928/ (дата обращения: 27.04.2024).



Рассматривается дистанционное образование как инновация в образовательной среде. Раскрывается специфика организации дистанционного образования в современных условиях.

Ключевые слова : педагогические работники, повышение квалификации, дистанционное образование; инновация, унифицированные коммуникации .

Образование является сложной социотехнической, конструируемой системой и инновационные процессы в образовательном пространстве, как отмечает И. И. Цыркун, имеют ряд специфических особенностей: допородигмальность, расплывчатость, конвенциальность, множественность научных описаний и обоснований, альтернативность [12; с. 468]. Таким образом многие инновации не исчезают и не интегрируются с другими, как, например, технические инновации, а переходят с позиции актуальных в позицию потенциально возможных. Так, актуальное в конце XVIII века в Европе «correspondence training (англ.) / корреспондентское обучение», которое появилось в контексте развития почтовой связи, доступной и регулярной на тот период [10, с.376]. Суть ее заключалась в том, что по почте учащиеся могли получать учебные материалы. Затем они могли, переписываясь, обратиться к педагогу по любому возникшему вопросу. Экзамен сдавался в виде научной работы назначенному доверенному лицу. Позднее трансформировалось в позицию дистанционного образования. В конце XIX века получение образования посредством дистанционного взаимодействия с преподавателями стал возможен и в России. В начале XX века и в Европе, и в России в активную фазу использования в жизни людей вошли телеграф и телефон, во второй половине — радио и телевидение. Данные технические инновации повлияли на способы конструирования дистанционного образования того времени: возможность увеличить количество участников, готовых получать знания удаленно, привела к разработке обучающих телепередач на телевидении. Вместе с тем отсутствие обратной связи стало немаловажным недостатком такого дистанционного образования.

В XXI веке наличие персональных компьютеров и других электронных гаджетов с доступом к Интернет-ресурсам открыли новые перспективы в дистанционном образовании. Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) создают площадку для возможности общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он ни находился. Термин унифицированные коммуникации призван отразить появление голоса, видео и Web-приложений в сети передачи данных. Унифицированные коммуникации — логическое развитие IP-телефонии. IP телефония — телефонная связь, функцией которой является обеспечение голосовой связи поверх сетей, путем использования интернет-протокола. Такие функции, как контроль присутствия и возможности совместной работы, в сочетании с IP-телефонией позволяют педагогам, находящимся в территориально удаленных учреждениях образования, работать так, как если бы они находились в одной аудитории. Таким образом, сегодня феномен «дистанционного образования / online learning» может быть рассмотрен как инновация образовательной среды. Дистанционное образование в республике Беларусь становится одним из ведущих трендов развития национальной системы образования и может рассматриваться как инновационная форма образовательного процесса.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании дистанционное образование определяется как вид заочной формы получения образования [1, с. 20]. Дистанционное образование (лат. distantia — расстояние) является одной из форм образовательного процесса, не требующая непосредственного аудиторного контакта студента и преподавателя [7, с.376], что является важным условием в контексте эпидемиологической ситуации в течение 2019–2021 гг., связанной с COVID-19, которая позволяет получать знания через интернет под контролем преподавателя неразрывно в развитии национальной системы образования.

В этой связи крайне актуальной является задача построения продуктивной стратегии развития системы дополнительного образования взрослых, основанной на рациональном и последовательном внедрении новых подходов к формам и содержанию дистанционного образования. В условиях дистанционного образования традиционная схема «преподаватель — учебник — обучающийся» получает новое наполнение, связанное с возрастанием роли учебника, как комплекса обучающих материалов, управляемой преподавателем самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, отсутствия аудиторного контакта обучающегося и преподавателя. Технологии дистанционного образования создают новые возможности для получения знаний: практически неограниченный доступ к научно-методической и учебной информации, различного рода интеллектуальным ресурсам, что особенно важно, независимо от места жительства и режима занятости обучающегося.

Так как ведущим видом деятельности институтов развития образования является повышение квалификации руководящих работников и специалистов образования. Качество повышения квалификации во многом определяется его научно-методическим обеспечением и организационно-управленческим сопровождением. В данных условиях видим архиважным разработать авторскую систему конструирования повышения квалификации педагогических работников.

При конструировании повышения квалификации для дистанционного образования следует учитывать основные компоненты: интерактивное взаимодействие между обучающимися; быстрая связь с преподавателями обучающих курсов; визуализация учебной информации посредством компьютерных технологий; обработка, передача и архивное хранение больших объемов информации; автоматизирование операций информационно-поисковой деятельности и методического обеспечения, а также контроля усвоения материала обучающих курсов. Каждый раздел курса должен представлять собой логически законченный блок информации, который завершается управляемой преподавателем самостоятельной работой обучающегося и контрольной работой. Лекционный фонд или иной материал для практической апробации обучающихся должен быть предоставлен в цифровом формате. Материалы обучающих курсов следует анализировать на предмет уровня активизации внимания обучающегося. Информация в системе обучающих курсов должна быть объединена, систематизирована и изложена в соответствии с темой повышения квалификации педагогических работников.

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 3 августа 2020 года: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2020. — 398 с.
  2. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23.03.2016 г., № 235 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21600235&p1=1. — Дата доступа: 11.01.2022.
  3. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Совета министров Респ. Беларусь, 03 нояб. 2015 г., № 26 // Научно-методическое обеспечение развития информатики в Беларуси. — Режим доступа: https://clck.ru/XgriY — Дата доступа: 16.01.2022.
  4. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Министерством образования Республики Беларусь, 24 июня 2013 г. // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: https://edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/ — Дата доступа: 16.01.2022.
  5. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы: утв. Министерством образования Республики Беларусь, 15 марта 2019 г. // Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»: Центр информационных технологий. — Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view. — Дата доступа: 16.01.2022.
  6. Гришанович, Н. Н. Инновационные методы / Н. Н. Гришанович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 467.
  7. Дистанционное образование // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 376.
  8. Жук, А. И. Инновационный подход / А. И. Жук // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 468.
  9. Пуйман, С.А., Цыркун, И. И. Инновационный процесс / С. А. Пуйман, И. И. Цыркун // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 468–469.
  10. Силкович, Л. А. Дистанционное обучение / Л. А. Силкович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 376.
  11. Цыркун И. И. Инновационно-педагогическая деятельность / И. И. Цыркун // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 466.
  12. Цыркун, И. И. Инновация / И. И. Цыркун // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1. — С. 469.