Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. И. Плыгунова, Н. В. Леонидова, О. В. Чернова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16849/ (дата обращения: 26.04.2024).



Сегодня мы видим, что в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы в целом. Ежегодно появляются новые технологии, программы, подходы, которые требуют активное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, в том числе дошкольного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость формирования у дошкольников познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система дошкольного образования ушла от обучения детей путём прямой передачи знаний и умений к развитию стремления ребенка к самостоятельному поиску новой информации любыми доступными способами. Педагоги способствуют развитию в детях мотивацию к поиску ответов на возникающие вопросы, поощряют любознательность, инициативность и активность.

В МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода функционируют две группы для детей с ограниченными возможностями здоровья с речевой патологией. Опыт работы показывает, что для детей с ОВЗ характерны как некоторые общие нарушения, так и соответствующие конкретному диагнозу.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др.), изучавших особенности познавательной и речевой деятельности детей с нарушениями речи, указывают на их трудности в овладении сенсорными навыками, что закономерно сказывается на развитии их познавательной активности. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой мере всеми необходимыми сенсорными эталонами. У них прослеживается отставание в формировании персептивных действий, что в свою очередь отражается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них не обобщены, замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны. Такие дети затрудняются в обследовании предметов, выделенных нужных свойств и что самое важное, обозначении этих свойств — словом. Обозначенные выше особенности восприятия осложняют изучение сенсорных эталонов: величины, цвета, формы. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, испытывают затруднения в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Аналогично они испытывают чрезмерные трудности в сопоставлении, сравнении, определении сходства и отличия между предметами [5].

Ребёнок старшего дошкольного возраста способен видеть проблему и формулировать вопросы, высказывать предположения и строить планы по их проверке, доказывать гипотезы и делать выводы. Считаем, что в процессе исследовательской деятельности ребёнку дошкольного возраста легче решить выше обозначенные задачи. Ведь познавательно-исследовательская деятельность соответствует природе самого ребёнка 6–7 лет и требованиям ФГОС ДО.

К задачам познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении относится: развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации; развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.); стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности и т. д.

А. И. Савенков предлагает алгоритм действий при организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками с ОВЗ:

  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым
  2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.
  3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
  4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
  5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной и логически не подтверждённой опытом).
  6. Составление предварительного плана исследования.
  7. Провести исследование (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
  8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы [4].

Процесс обучения детей с ОВЗ происходит в разы эффективнее, если дошкольники систематически включены в познавательно-исследовательскую деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что детское экспериментирование играет, в период дошкольного развития ребенка, такую же важную роль, как и игра.

В образовательном процессе детского сада экспериментирование является методом обучения, позволяющим ребенку смоделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Именно исследовательская деятельность помогает воспитателю развивать у старших дошкольников такие качества как, любознательность, активность, интерес к новому и неизвестному в окружающем мире [2].

В своих работах А. И. Савенков отмечает, что исследовательская активность — это естественное состояние дошкольника, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [4].

В МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода созданы все необходимые современные условия для экспериментально-инженерной деятельности, что способствует всестороннему развитию детей и формированию в них компетенций будущего.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи есть цифровая лаборатория «Наураша», а также организован мобильный исследовательский центр. Свои первые научные открытия ребята совершают в увлекательной игровой форме.

Цифровая лаборатория «Наураша» состоит из 8 модулей, посвященных изучению отдельных физических и химических явлений: температура, магнетизм, свет, звук, пульс, сила, электричество, кислотность.

В состав каждого модуля входят необходимые датчики, а также набор вспомогательных предметов для измерений.

Главный герой лаборатории — маленький ученый Наураша, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по изучаемой теме. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, ребята знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.

Изучение данных тем проводится согласно программным задачам и тематическому планированию, однако начинать работу в лаборатории целесообразно с хорошо знакомых детям величин: температура, свет, звук и т. д.

Экспериментирование с цифровой лабораторией включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии, построение доступных выводов.

Система проведения образовательных ситуаций в цифровой лаборатории «Наураша» основывается на использовании дидактических игр, опытов и экспериментов, которые способствует, в том числе, развитию у дошкольников навыков наблюдения, измерения, сравнения. Занятия с цифровой лабораторией помогают обогатить опыт детей; формируют первичные ценностные представления о себе и своем здоровье; развивают восприятие, мышление, внимание, память, речь.

В результате использования цифровой лаборатории «Наураша» в познавательно-исследовательской и экспериментально-инженерной деятельности у дошкольников происходит успешное формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательного интереса и интеллектуально-творческих способностей.

Литература:

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. Емельянова // Журнал ребенок в детском саду. — 2013. — № 3. — С. 23–26.
  2. Куликовская, И.Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. — М.: Педагогическое общество России, 2013.
  3. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство / Под науч. ред. И. В. Руденко. — Тольятти, 2015.
  4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. — М.: Просвещение, 2016.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. — М.: Рольф, 2010.