Особенности обучения детей игре на струнно-смычковых инструментах в период дистанционного обучения в дополнительном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лагус, Л. В. Особенности обучения детей игре на струнно-смычковых инструментах в период дистанционного обучения в дополнительном образовании / Л. В. Лагус, Ю. В. Минакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 12-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16752/ (дата обращения: 02.05.2024).



В целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (с изменениями от 24.03.2020) Комитет по образованию выпустил распоряжение № 818-р «Об организации деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

С 26 марта 2020 все школы Санкт-Петербурга, учреждения среднего профессионального и дополнительного образования переходят на режим работы с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательным учреждениям предоставлена возможность выбора методов, технологий и платформ для организации обучения в дистанционном режиме. При этом образовательные учреждения могут использовать не только онлайн платформы, но и классические технологии дистанционного обучения, предусматривающие выполнение заданий, самостоятельную работу с материалами, реализацию исследовательских и творческих проектов и т. д. [3].

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, все преподаватели, дети и их родители оказались в новых условиях педагогики, и очень важно для всех поделиться своей индивидуальной практикой форм и методов внедрения. Появилась возможность живого эксперимента в онлайн-формате. Процесс оказался творческим, но с вынужденными ограничениями, в которых оказался весь мир и каждая семья в отдельности. Дополнительное образование не стало исключением, нам хотелось бы поделиться опытом нашего творческого эксперимента.

Мы преподаем в дополнительном образовательном учреждении струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель), все коллеги прекрасно понимают, что специфика игры на струнно-смычковых инструментах — это максимальное достижение качества интонации и звукоизвлечения с правильным и мягким аппаратом (т. е. постановкой рук и корпуса), особенно у детей младших классов. С самого начала процесса нужно было индивидуально с каждым учащимся в отдельности и его родителями отладить систему дистанционного процесса.

В силу разных обстоятельств не у всех детей была возможность онлайн-занятий, поэтому были учтены все факторы, для продолжения непрерывности в обучении. С помощью всех доступных технических средств (компьютеры, смартфоны, планшеты), интернет-ресурсов и приложений, появилась возможность в практической форме понять и сделать выводы, кому и какая форма подходила для максимального эффекта. Тем более, не будем забывать и о психологической нагрузке, с которой столкнулись не только ребята, но и их родители. Фактор проведенного времени перед экранами смартфонов и компьютеров в этот период был максимальным, и для построения алгоритма методов и форм учитывался и этот фактор в процессе всего периода.

В практике мы уже использовали комбинированную форму в обучении с использованием гаджетов. Поэтому на момент карантина ученики и их родители были в какой-то мере подготовлены к такой форме. В течение года у всех учащихся были аудио и видеозаписи произведений в исполнении учителя с аккомпанементом, с индивидуальными комментариями, адресованными конкретно каждому учащемуся. С помощью этих видео и аудиорекомендаций, учащиеся занимались дома и до карантина, эта форма была уже опробована в течение нескольких лет. Как показала практика, это метод очень эффективен в обучении ребят и является большим подспорьем родителям, особенно не имеющим музыкального образования. Поэтому в период перехода на дистанционное обучение, помимо уроков в онлайн-режиме, мы продолжили практику отработки музыкальных произведений по видео и аудиофайлам с комментариями, которые отправляли учащимся, для детализированной работы и постоянного напоминания методических рекомендаций.

С помощью онлайн-уроков появилась возможность заглянуть к ребятам домой и откорректировать их рабочее пространства, какое освещение в комнате, куда и как они кладут ноты, наличие и отрегулированность высоты пульта. Поэтому на момент выхода на онлайн-урок всех ребят и родителей просили устанавливать свои технические устройства максимально выше, на уровне глаз и включать колонку для усиления звука и голоса, чтоб во время урока ребенок не сутулился и не нагибался к экрану компьютера или смартфона. Так же немаловажным фактором в обучении детей на струнно-смычковом инструменте является наличие фортепиано и их настройка, от того, как настроены их фортепиано, зависит сначала настройка основного инструмента (скрипки, альта или виолончели), точность разбора произведений и основная интонация учащегося. На момент карантина некоторым семьям пришлось переехать за город, и фортепиано у них не оказалось, для таких случаев было рекомендовано загрузить на свои гаджеты приложение клавиатуры (фортепиано), что облегчило процесс обучения.

С первой трудностью, с которой столкнулись в обучении детей дистанционно, это конечно же настройка своего основного струнно-смычкового инструмента. При очной форме обучения настройка скрипки и виолончели для ребенка начальных классов проходила быстро и незаметно самим преподавателем, в условиях карантина настройка оказалась основным и самым сложным процессом для обучения. Главную и основную роль помощи в обучении взяли на себя родители, и только с их помощью можно было сократить это время, за этот период даже определилась своеобразная терминология для настройки скрипки (поворот колка по часовой или против часовой стрелки на минуту, час или волосок). В течение двух месяцев появились успехи, ребята стали выходить на онлайн-урок уже с настроенными инструментами, родители с помощью записанных онлайн-уроков и видеоинструкций настраивали инструменты заблаговременно, до выхода в онлайн на урок.

Время карантина пришлось на предэкзаменационный период, поэтому программа у скрипачей, альтистов и виолончелистов в основном исполняется с аккомпанементом. Концертмейстер класса своевременно присылала записи аккомпанементов программы детей в разных вариантах (в медленных и более подвижных темпах, отдельных сложных кусочков), которые нужны были учащимся конкретно в этот момент по его возможностям исполнения, и это было большим подспорьем в процессе обучении. Родители включали запись аккомпанемента (минус) и могли отрабатывать технику и мастерство в разных темпах и отдельных частей программы и всю программу целиком. Очень важно отметить, что проигрывая с аккомпанементом, просили родителей присылать видео или аудио домашних успехов. Делая несколько дублей, ребенок с каждой новой записью старался исправить предыдущие недочеты, а в этом и состоит основной фактор обучения. Способность музыканта заключается в упорстве отработки и неоднократном повторении нотного материала.

Если рассматривать работу с альтистами, здесь тоже есть свои нюансы и методические наработки. Хочется поделиться опытом дистанционного перехода на альт после скрипки. Этот переход мы с ребятами совершали в конце учебного года после итогового экзамена. За время летних каникул у ребят была возможность освоить новый ключ (альтовый) с учетом специфики игры на альте, отработать иные приемы постановки рук, корпуса и звукоизвлечения. В связи с эпидемиологической обстановкой было принято совместное решение с родителями учащихся не откладывать этот процесс на осенний период, а данный переход осуществить дистанционно, как и ранее по результатам итогового экзамена. Процесс имел экспериментальный характер, но по итогу трех месяцев можно сделать соответствующие выводы. Положительные моменты связаны с тем, что процесс изучения нового ключа прошел успешно и без особых сложностей на базе технического материала (упражнения, гаммы и этюды). Отрицательные моменты данного перехода, как и во всем процессе дистанционного обучения учащихся — это невозможность отследить процесс свободного и мягкого аппарата, правильной осанки и контроля корректировки постановки рук и звукоизвлечения. В онлайн-формате, обязательным условием для более эффективного результата — это собственный показ преподавателем на инструменте (скрипке, альте и виолончели) всех новых навыков и особенностей деталей специфики струнно-смычкового инструмента. Понятно, что технические возможности скорости интернета и звуковой карты у всех разные, но даже при искажении звука учащийся должен видеть и слышать наглядно рекомендации и просьбы педагога по постановке рук, корпуса и качества звукоизвлечения.

Помимо проведения индивидуальных онлайн-уроков, хочется поделиться опытом проведения группового предмета, такого как ансамбль скрипачей и ансамбль виолончелистов. За этот период мы с ребятами попробовали разные методы и формы, например, ребята присылали свои видеозаписи под аудиозапись аккомпанемента, но к коллективной форме музицирования этот способ мало подходил. Ребята очень хотели выйти все вместе в онлайн-режим, тем более за время карантина они соскучились по друг другу и им очень хотелось реального общения и совместного творчества. В интернет-пространстве существует достаточное количество программ и приложений для проведения онлайн конференций или онлайн-уроков для класса и групп. Перед онлайн-репетицией мы с ребятами видели несколько видеозаписей ведущих оркестров и ансамблей, которые были смонтированы при помощи специальных программ видеоколлажирования. Все доступные программы были испробованы для совместного коллективного творчества, но на данный момент, в силу технических особенностей устройств и возможностей сети результат получился неидеальным. Такая форма онлайн-музицирования на данном этапе технического прогресса не имеет совершенного результата.

По итогам дистанционного периода обучения с помощью цифровых онлайн-приложений можно уже сделать выводы, какие основные проблемы возникли при обучении на струнно-смычковых инструментах. Прежде всего, это значительное ухудшение постановки рук (корпуса и аппарата в целом). При очном контакте с ребенком это всегда стоит главной целью, мягкость и свобода рук, правильная осанка. При личном контакте на уроках педагог может скорректировать в процессе, постоянно поправляя и проверяя все невольные зажимы и зажатости, тем более исполняя разные штриховые и технические сложности, дети не всегда могут контролировать одновременно весь процесс исполнения трудности штрихов и свободу аппарата. Задача педагога при личном контакте в обучении — это максимально скоординировать все эти функции отлаженности процесса. При работе только дистанционно это сделать намного сложнее даже у самых старательных и ответственных учащихся с их замечательными родителями постановка рук намного ухудшилась, и тут нужна очная помощь. Пока не сняли карантин, будем пробовать дистанционно, и уже погрешности этого перехода можно будет оценить только со временем и при личном контакте обучения.

Дистанционная форма обучения возможна при комбинированном процессе использования, как прикладная форма к очному обучения, особенно у детей школьного возраста, когда познания предмета происходят не только как изучение теоретического материала. Обучение творческим специальностям может осуществляться только на фундаменте личного контакта преподавателя на основе его мастерства, знаний и опыта. Личность, энергетика и личный контакт — это сложной комплекс психофизических процессов, а техника на данном уровне прогресса не обладает такими функциями, в этом ее минус, а может быть и счастье для общества и цивилизации. Вывод один: дистанционное обучение — это хорошая прикладная форма и сектор для будущего развития и совершенствования, но искусство-творчество, а главное передача навыков и мастерства не может дать совершенного результата без индивидуального подхода и личного контакта с учащимися!

Литература:

  1. Корниенко С. А., Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей//Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар.науч.конф. (г.Казань, май 2015г.) Бук, 2015/-C/124–128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch/conf/ped/archive/150/8067
  2. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001
  3. Распоряжение комитета по образованию № 818-р «Об организации деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  4. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/news/185606/