Интерактивный плакат на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Зубкова, Е. В. Интерактивный плакат на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся / Е. В. Зубкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 14-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/403/16716/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: интерактивный плакат, компетенции, урок химии.

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса у учащихся к предмету химия. За последние несколько лет сильно изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена концентрическая система. Но количество часов, выделяемых базисным учебным планом РФ, не всегда достаточно для усвоения государственного стандарта обучения химии.

Факты существования данных противоречий делают актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые способствовали бы формированию положительной мотивации у учащихся и обеспечивали бы выполнение государственного стандарта по предмету химия в основной и средней школе в полном объеме, а также формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Решение этой проблемы в школе носит комплексный характер. Одно из них — внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания оптимальных условий для учащихся на уроке.

Одной из важнейших компетенций обучающихся является компетенция разрешения проблем. Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум каналам:

– это содержание предмета, которое имеет возможность заставлять удивляться, открывать новое и неожиданное на фоне известного и знакомого;

– это организация познавательной деятельности учащихся: игровые моменты, проекты, презентации, творческие задания.

За счет большой наглядности, использование интерактивного плаката позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения. В классе не остаётся равнодушных учеников, предмет изучения химии становится более лёгким и увлекательным.

Интерактивный плакат — это электронное образовательное средство нового типа , которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. При использовании интерактивного плаката учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины. Помимо этого использование компьютера делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым. Таким образом, становится очевидным, что использование интерактивных плакатов в учебном процессе на уроках химии — вполне осознанная необходимость.

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического аппарата, строение молекул и атомов, механизмы химических реакций и т. д.

Применение информационных технологий многофункционально. Они используются для освоения материала, для отработки элементарных умений и навыков в обучающем режиме, диагностическом тестировании качества усвоения материала.

Занятия по химии обеспечивают возможность формировать и развивать учебные компетентности, учебная деятельность на практических работах дает возможность формировать и развивать исследовательские умения: учащиеся, проводя реальные учебные исследования, активно работают с различными источниками информации, представляют, обсуждают и систематизируют разнообразные информационные материалы.

При использовании на уроке проблемных ситуаций развивается коммуникативная компетенция, самоменеджмент: способность выслушивать, понимать, излагать и защищать свою точку зрения в устной и письменной форме, участвовать в коллективных дискуссиях и публичных выступлениях, использовать профессиональные термины и понятия, выявлять и решать проблему.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Федеральными Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений.

Анализируя различные мнения насчет структуры интерактивного плаката, можно сделать вывод, что он должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:

  1. Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию и типу урока.
  2. Плакат должен быть небольшим по объёму –2–3 слайда.
  3. Первый слайд предназначен для наглядности, интерактивных инструментов, управляющих кнопок и т. д. позволяющих сопровождать изучение нового материала в соответствии с принципами мультимедийности и интерактивности.
  4. Второй и третий слайд предназначены для размещения элементов диагностического контроля.
  5. Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.

Интерактивные плакаты для учащихся должны создаваться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом следует учитывать доступность текста для прочтения, использовать яркие и красивые шрифты, создавать простую и удобную навигацию.

Интерактивный плакат создается при помощи программы для создания презентаций PowerPoint, где широко используются объекты и макросы, написанные языком программирования Visual Basic (VB).

Примером формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках химии является интерактивный плакат «Химические свойства спиртов» в 10 классе.

Актуализацию знаний обучающихся можно проводить как в устной, так и письменной форме. Задания помещаются блоками на первом слайде со списком понятий, где в объекте текстовое поле появляется правильный ответ, а тренажер «Строение спиртов» позволяет обучающимся виртуально смоделировать объемные модели молекул. (Рис. 1).

Основной слайд интерактивного плаката

Рис. 1. Основной слайд интерактивного плаката

Второй основной слайд «Изучение нового материала» включает в себя

Виртуальную химическую лабораторию «Свойства этилового спирта» и схемы реакций по свойствам спиртов. Проверка осуществляется по всплывающим окнам в таблице (рис. 2).

Основной и скрытый слайд для изучения нового материала Основной и скрытый слайд для изучения нового материала

Рис. 2. Основной и скрытый слайд для изучения нового материала

Разделы «Применение этанола» и «Алкоголизм, его последствия и предупреждение» являются заданиями со скрытых слайдов в виде схемы, представляющей собой различные области применения этанола и влияние алкоголя на органы человека (рис. 3).

Скрытые слайды с дополнительным материалом Скрытые слайды с дополнительным материалом

Рис. 3. Скрытые слайды с дополнительным материалом

Третий основной слайд «Закрепление» содержит проверочный тест по теме и сопровождается скрытым слайдом «Вопросы ЕГЭ» (рис. 4). Такая организация рассматриваемого материала по этапам урока способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций по принятию решения, умений владеть способами самоопределения в различных ситуациях, позволяет формировать собственную жизненную позицию.

Элементы проверочной работы Элементы проверочной работы

Рис. 4. Элементы проверочной работы

Интерактивный плакат служит отличным помощником учителю химии практически на каждом уроке. При этом процесс обучения становится более наглядным, интересным и увлекательным, а урок — более продуктивным и действенным для достижения образовательных задач в современной школе.

Литература:

  1. Аствацатуров, Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2011. — 111 с.
  2. Затынайченко, Б. Д. Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения [Электронный ресурс] / Б. Д. Затынайченко //http://gigschool09.narod.ru/opyt/opyt_ zat/oz1.html.
  3. Короповская В. П. Методика создания интерактивного плаката средствами редактора Power Point (использование интерактивных плакатов в образовательной деятельности): учебно-методическое пособие. — Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. — 44 с., 34 ил.