Оценка профессиональной деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессионального обучения
Авторы: Станкевич Алевтина Владимировна, Мамонов Евгений Алексеевич, Сумарокова Валерия Вадимовна, Таршилова Елена Михайловна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 26.10.2021
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Станкевич, А. В. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессионального обучения / А. В. Станкевич, Е. А. Мамонов, В. В. Сумарокова, Е. М. Таршилова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/403/16714/ (дата обращения: 27.12.2024).
Реформа в сфере образования привела к повышению требований обязательной оценки профессиональной деятельности учителей начальной, средней и старшей школы, в том числе педагогам дополнительного образования и профессионального обучения. Хотя эта реформа была направлена на повышение эффективности учителей и результатов обучения учащихся. Оценка эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования и профессионального обучения является модернизированной версией модели оценки учителей общего образования и не дает важной информации, но является стрессовой ситуацией для педагогов и может отразиться на его профессиональной деятельности. Основной целью оценки деятельности педагога должна быть помощь в выборе эффективных средств и методов обучения для обеспечения наиболее качественного процесса обучения и воспитания обучающихся. Оценка деятельности педагогов — формальный процесс, направленный на измерение компетентности педагога в профессиональной деятельности, стимулирование и поощрение профессионального роста. Информация, полученная при оценке профессиональной деятельности, может быть использована администрацией учебного заведения с целью планирования деятельности учреждения по профессиональному развитию. Цель оценки деятельности педагогов заключается в повышении общей эффективности педагогического процесса в условиях взаимодействия педагога и учащихся.
Система наблюдения за профессиональной деятельностью педагогов существует с XVIII века. Показатели эффективности профессиональной деятельности педагога разработка должностных инструкций, контроль за их соблюдением находилась в ведении духовенства, членов местного правительства. Вместе с изменениями во взглядах и теориях об образовании, проведение исследований в сфере эффективности образования, эволюционировали и сами системы наблюдения. С начала 2000-х гг. акцент сместился с наблюдения за поведением педагога, которое не влияло на эффективность процесса обучения и уровень успеваемости учащихся на эффективность преподавания, что оценивается успеваемостью и качеством знаний и приобретенных навыков учеников, что связано с неоднократными изменения в законодательстве и реформами в системе образования.
Одним из основных требований оценки профессиональной деятельности педагога является подотчётность. Каждый ученик обязан участвовать в промежуточной и итоговой аттестации (квалификационный экзамен с высоким уровнем требований) при изучении образовательной программы. Результаты аттестации учеников показывают уровень их обученности, усвоение материала по программе, что в свою очередь, является показателем эффективности и профессиональной компетенции педагога и соответствие образовательного учреждения лицензионным требованиям ведения образовательной деятельности. Отсутствие высоких результатов и положительной динамики в образовательном учреждении влияет на его конкурентоспособность, что, в свою очередь может отразиться на финансировании со стороны государства.
Вторым требованием можно выделить использование научно-обоснованных исследовательских стандартов для определения стратегии, форм и методов обучения, основанных на ведении проектно-исследовательской деятельности.
Третье требование предъявляется к уровню квалификации педагога, он должен быть высококвалифицированным. Достижение данного статуса требует от педагога наличия высшего образования, периодического прохождения курсов повышения квалификации, постоянного самообразования и саморазвития, и прохождения проверки знаний при помощи аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности или получения первой, или высшей категории. Кроме того, происходит постоянное отслеживание прогресса учащихся, что помогает оценить вклад педагога в каждого ученика.
Результаты оценки профессиональной деятельности педагога дополнительного образования или профессионального обучения показывают, что педагоги зачастую испытывают чувство перегруженности работой, недооценены администрацией образовательного учреждения, разочарованы результатами своей деятельности в сравнении с педагогами общеобразовательных учреждений. Чувство разочарования, в совокупности с неадекватной оценкой эффективности их профессиональной деятельности, приводит к тому, что высококвалифицированные педагоги уходят из профессии. Область дополнительного образования и профессионального обучения уже столкнулась с критической нехваткой квалифицированных педагогов, и этот дефицит является ведущим для приема на работу лиц, не имеющих специального образования, необходимого для эффективного преподавания. Эти педагоги часто менее эффективны, чем те, которые получили специальную подготовку для ведения педагогической деятельности в области дополнительного образования и профессионального обучения, что в конечном итоге приводит к ухудшению качества обучения. Последствия неадекватной оценки педагогов дополнительного образования может иметь значительные финансовые последствия образовательного учреждения.
Способность педагога преподносить учебный материал и управлять классной средой также подвергается оценке в процессе наблюдения за его профессиональной деятельностью. Данный компонент наблюдения многих систем оценки педагогов является наиболее сложным и составляет иногда до 75 % от общей оценки профессиональной компетенции педагога. В то время, как умение педагога взаимодействовать с учениками вне учебного времени, оказывать не только профессиональную поддержку, но и личностную совершенно исключены из критериев оценки профессиональной компетенции педагога. Но, такое взаимодействие во многом отражается на качестве обучения, желании учеников осваивать образовательную программу, и как результат, достижение высоких образовательных результатов.
Как показывает исследование, наблюдение и оценка деятельности педагога проводится лицами, не имеющими специального образования в данной области, не имеют необходимых знаний и стажа по данному направлению, что в свою очередь не позволяет провести адекватную оценку деятельности педагога.
Литература:
- Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах // Вопросы экономики. — 2007. — № 6. — С. 107–115.
- Васильева Е. Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление. — 2006. –№ 2. — С. 74–78.
- Марченко Т. С., Софьина В. Н. Акмеологический подход к развитию информационно — коммуникационной компетентности будущих педагогов в процессе творческой самостоятельной работы // Вестник Ленинградского государственного университета им А. С. Пушкина. — 2011, — № 4. — Т.5. — Серия психология — С. 73–80.
- Салкова О. В., Софьина В. Н. Банникова Д. Я. Акмеологический подход к исследованию профессиональной компетентности преподавателей вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 71–76.
- Софьина В. Н., Кузьмина Н. В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. — СПб.: Издво НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 200 с.