Приобщение дошкольников к музыкальному творчеству | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 14.10.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Данилина, Д. Р. Приобщение дошкольников к музыкальному творчеству / Д. Р. Данилина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/401/16693/ (дата обращения: 26.04.2024).



Согласно программе музыкального воспитания дошкольников, творческий компонент должен присутствовать во всех видах музыкальной деятельности. Но присутствует ли он на практике?

Успеть реализовать с помощью детей свои собственные творческие планы — вот основная задача, которую музыкальный руководитель обычно ставит перед собой в повседневной работе. И зачастую развитие личности ребёнка отодвигается на второй план. Но возможность самовыражения — важнейший мотив любой деятельности.

Одни думают, что для того, чтобы ребёнок что-то сочинил сам, ему необходим огромный запас разных музыкальных навыков и умений, то есть сначала он должен научиться быть исполнителем, чтобы потом стать творцом. Другие говорят, что заниматься развитием детского творчества в жёстких условиях подготовки к различным праздникам просто некогда.

Создавать предпосылки для проявления детского творчества, научиться расставлять акценты в работе, научить ребёнка пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями для реализации его потребностей в самовыражении — первостепенная задача педагога.

Художественная деятельность в дошкольном возрасте не может быть признана полноценной, если ее развитие ограничивают лишь формированием художественного восприятия и исполнения. Для полноценного художественного развития ребенка, по мнению Теплова, очень полезно вовлекать его не только в воспринимающую, но и в творческую деятельность, что вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям.

Творческая деятельность детей, как отмечает Н. А. Ветлугина, это не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, который развивает умения и навыки эстетического художественного восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждает на этой основе способности к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Сама попытка ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже считается творчеством. Дошкольнику всегда заинтересован процессом, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Детское музыкальное творчество по своей природе деятельность синтетическая. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности, будь то пение, ритмика или игра на детских музыкальных инструментах. Творчество в пении — это импровизация простейших мотивов, которая часто возникает непроизвольно, по собственной инициативе. Такие проявления появляются очень рано, что позволяет предложить ребенку такие творческие задания, как сочинить свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс) или передать грустное или веселое настроение.

Формирование песенного творчества происходит поэтапно.

Первый этап — это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. Вот звучит барабан (трам-та-ра-рам-та). А вот кукла — ее надо уложить спать и спеть ей свою колыбельную (ля-ля-ля). Послушаем: кто лучше споет — сочинит свою песенку, тогда ее можно исполнить всем вместе.

Следующий этап творчества — музыкальные вопросы и ответы. Ведется диалог в игровой форме. Сначала педагог читает текст, затем задает вопрос: «Что ты хочешь, кошечка?», а дети отвечают: «Молока немножечко». Причём в своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации — жалобные, просительные, сердитые и т. д. Затем педагог сообщает, что это можно спеть, и предлагает послушать, как сочинил этот диалог композитор. После чего воспитатель предлагает вести свой музыкальный разговор и начинает петь, а ребенок должен придумать свою мелодию в ответ. Кому лучше удалось выполнить задание? А кто просто повторяет мелодию, которую сочинил композитор? Когда дети выполняют эти творческие задания на нескольких занятиях подряд, они привыкают к ним, хотя на первых порах они представлялись им очень трудными.

Другой этап — подведение детей к импровизации на заданный текст. Важно найти и сопоставить два контрастных по настроению текста, которые должны быть краткими и образными. Педагог может исполнить песни-образцы: «Осенью», «Весной» Г. С. Зингера. Затем дети поют на этот текст свои импровизации:

  1. Улетают птицы вдаль,

Расставаться с ними жаль.

  1. Весенний день звенит —

Встречай, скворец летит.

Аналогичные тексты (иногда состоящие из одной фразы) легко найти в многочисленных сборниках. Дети уже без образца сочиняют свои мелодии, а иногда и свой текст.

Дальнейший этап — предложить сочинить пьесы не только на заданный текст, но и спеть их в одном из предложенных жанров: марш — пляска — колыбельная песня. Образцы для них уже созданы («Колыбельная», «Марш» В. Г. Агафонникова, «Плясовая» Т. П. Ломовой). Методика применения этих образцов остается той же.

Дети с увлечением импровизируют, и это приносит им радость. Освоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его и в своих играх. Творчество входит в жизнь ребенка.

На основе приобретенного опыта дети приобщаются и к музыкально-игровому, и к танцевальному творчеству. Здесь их творческие проявления особенно продуктивны. Дети очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Да и многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен, так как они специально созданы композиторами для стимулирования музыкально-игрового творчества дошкольников. Например, песни-загадки В. Агафонникова («Маленький, беленький», «Вся мохнатенька», «Течет не вытечет», «Не ездок, а со шпорами»). Воспитатель загадывает загадку и проигрывает соответствующую пьесу. Дети, отгадав загадку, изображают нужный игровой образ.

Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески. Педагог направляет деятельность детей, применяя творческие задания в постепенном усложнении. Если в старшей группе детям предлагаются задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе предлагается подобрать выразительные движения, которые передают различные образы. Например, передать мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие, угловатые движения у козлика в пьесе Е. Н. Тиличеевой «Котик и козлик». В более сложных заданиях персонажи игры вступают как в дружеские, так и в конфликтные ситуации. Так дети передают настороженность зайчика при появлении охотников в музыкальной игре Е. Н. Тиличеевой «Охотники и зайцы». И наконец, детям предлагается самостоятельно создать игру, продумать последовательность эпизодов и действия персонажей.

Задания для танцевального творчества также имеют свою линию усложнения. Чтобы наметить возможные варианты построения танца, необходимо прослушать музыку, определить ее характер, настроение, форму. Дети небольшими группами предлагают свой вариант пляски, чтобы затем определить, чей вариант пляски понравился больше. Более удачный вариант можно разучить всей группой и постараться выразительно его исполнить как на занятиях, так и на празднике.

Творчество в элементарном музицировании начинается с обследования звуковых возможностей инструментов. Это очень ценный опыт, но дети часто беспомощны в своих поисках. Направляя эти поиски, педагог предлагает детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играя на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля), у детей п олучаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают сами импровизировать, делать первые попытки в создании своих сочинений.

Таким образом, детское музыкальное творчество активизирует фантазию ребенка, побуждает достигать самостоятельно поставленной цели и искать для воплощения своего замысла разные формы, а также способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов.