Успешное «завтра» будущего первоклассника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, А. А. Успешное «завтра» будущего первоклассника / А. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16457/ (дата обращения: 27.04.2024).



В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.

Ключевые слова: готовность к школе, «группа риска», успешность.

Very different children come to the first class. Each child has his own picture of the world, his own fears, stereotypes of behavior. Differences are determined by the material well-being of the family, the level of education and the degree of employment of the parents, the peculiarities of the lifestyle, family traditions, parents' ideas about life values, their hobbies, the nature of their communication with the child and many other factors. This must be taken as a given, which cannot be changed.

Key words : school readiness, «risk group», success.

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.

Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе. Несоответствие им, отклонение в любую, даже в лучшую сторону оказывается абсолютно нежелательным и может осложнять жизнь школьника.

Мы, психологи, дефектологи можем по-своему помочь детям адаптироваться к условиям обучения, своевременно выявив те проблемы, с которыми ребенок приходит в школу. Расскажу о тех методиках, которые я использую в работе для своевременной диагностики и профилактики возможных проблем. Это «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. М., 1998) и Методика определения готовности к школе (Ясюкова Л. А. СПб. 1999). Они построены с опорой на теоретические представления отечественных психологов о возрастной периодизации, кризисах развития, ведущей деятельности младших школьников и их новообразованиях.

Методики позволяют исследовать два аспекта: особенности личности ребенка, исходя из которых должна строиться воспитательная работа, и интеллектуальные особенности, которые необходимо учитывать при построении учебного процесса.

«Экспресс-диагностика готовности к школе» представляет собой набор методик, позволяющих быстро и эффективно провести диагностику готовности ребенка к школьному обучению (в основном охватывая ее интеллектуальный аспект).

Диагностический комплекс включает следующие тестовые процедуры.

  1. Анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания.
  2. Беседа с ребенком с целью выявления его общей осведомленности, особенностей взаимодействия с незнакомым взрослым и поведения в ситуации проверки. В ходе беседы выясняется, знает ли ребенок свои анкетные данные, фамилию, имя родителей, свой адрес, возраст и день рождения. Предлагается также несколько свободных, «творческих» вопросов. По ответам ребенка можно качественно оценить как уровень общей осведомленности, так и специфику речи, что бывает необходимо при обращении к специалисту, психологу или логопеду для специального глубокого обследования и консультирования.
  3. Выполнение ребенком 11 субтестов («Нелепицы», «Пространственно-арифметический диктант», «Последовательные картинки», «Геометрические фигуры», «Аналогия», «Составление слов», «Запрещенные слова», «Ключи», «Чтение», «Рисунок человека» и логопедический субтест) с целью установления эмоционального кон' такта, диагностики произвольности, интеллектуального развития, тонкой моторики и логопедических особенностей будущего первоклассника.

Обследование с помощью данной методики занимает не более 30 минут и может проводиться не только психологом, но и педагогом. Все результаты оцениваются баллами. Баллы суммируются, и дети, показавшие низкие результаты, направляются на консультацию к специалистам для более глубокого обследования.

Хотелось бы отметить, что целью обследования является не только (и не столько) отбор детей в специальные классы или школу, а прежде всего представление учителю информации о психологических особенностях его будущих учеников. Такого рода информация всегда полезна думающему учителю, так как позволяет ему узнать сильные стороны своих учеников и понять природу их проблем. Суть «Методики определения готовности к школе» гораздо шире ее названия. Она позволяет получить надежную информацию об индивидуальных особенностях 6–7 летнего ребенка и содержит рекомендации, как в соответствии с этими особенностями оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

В отношении дошкольников «Методика определения готовности к школе» дает ценную информацию, позволяющую грамотно спланировать процесс подготовки ребенка к школе. Главное же ее достоинство — наличие четких критериев, позволяющих прогнозировать проблемы в обучении и адаптации детей. Она позволяет своевременно выявлять детей, которые могут пострадать от нервно-психологических нагрузок или социальной дезадаптации, детей, имеющих некоторые отклонения в эмоциональном, личностном развитии, в функционировании памяти, внимания и других психических процессов, и профилактически оказывать им необходимую помощь, не дожидаясь и не допуская появления проблем. Методика позволяет выявлять и одаренных детей, которых необходимо вовремя переводить на обучение по более интенсивным образовательным программам, чтобы не допускать потери темпов развития. Она помогает понять нестандартность поведения отдельных учеников и способствует их вхождению в классный коллектив.

Таким образом, «Методика определения готовности к школе» может быть начальным звеном социальной технологии, позволяющей осуществлять психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и оптимизировать адаптацию, обучение, воспитание и развитие каждого учащегося, исходя из его индивидуальности. Для изучения личности ребенка используются и другие возможности. Это метод наблюдения на уроках, во внеурочное время, на психологических занятиях, где при анализе детских работ и наблюдений в ходе занятий высвечиваются стереотипы поведения, эмоции, желания, ценности ребенка, проявления агрессии, страхи, тревога.

Данные обследования свидетельствуют, что дети, посещающие дошкольные учреждения, где воспитанников целенаправленно готовят к систематическому обучению, показывают высокие результаты при поступлении в школу. Однако если успехами ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей обижает невнимание родителей, они замыкаются, перестают быть искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам первоклассников придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению родителей, детей и учителя. Поэтому залогом успешного обучения является взаимодействие семьи и школы.

Неготовые дети — это «группа риска»: риска испытать наибольшие трудности, стать неуспевающими, усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления, попасть в подростковом возрасте в категорию трудновоспитуемых. Эти первоклассники, как правило, отрицательно или индифферентно относятся к школе, нарушают дисциплину, общественные поручения выполняют без особого желания, близких друзей среди одноклассников не имеют. Поэтому те учащиеся, которые попали в «группу риска», находятся на особом контроле у учителя и психолога. Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой построения плана работы по проведению профилактических мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся.

Для того чтобы избежать этих трудностей, необходимо на наш взгляд:

1) организовывать «Школу будущих первоклассников», где у детей, не посещавших детских дошкольных учреждений, сформировались бы навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Эта школа должна функционировать в течение года;

2) для реализации принципа единства требований семьи и школы необходимо проводить психолого-педагогический всеобуч, в ходе которого родители знакомились бы с особенностями воспитания и обучения младших школьников.

Успех в решении такой сложной и важной задачи, как организация учебно-воспитательного процесса в школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением, школой и семьей. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на каждого участника учебно-воспитательного процесса: учителя, родителя.