Конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте «Юрий Гагарин — первый космонавт» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бадеева, Т. Л. Конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте «Юрий Гагарин — первый космонавт» / Т. Л. Бадеева, Е. А. Колесова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16443/ (дата обращения: 19.04.2021).



Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

Задачи:

Образовательные:

– Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

– Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные;

– Упражнять в определении места звука в словах, в определении

– количества слогов в слове;

– Закрепить умение читать слова;

– Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

– Развивать связную речь;

– развивать линейное, структурное и элементарное конструкторское мышление, фантазию;

– Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

– Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к образовательной деятельности;

– Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

– Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал и оборудование:

демонстрационный: интерактивная доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, серебряная коробка;

раздаточный: набор деталей конструктора Фанкластик на каждого ребенка: 2 бруска 2/2 — красного цвета, 4 бруска 3\2 — синего цвета, набор конструктора Фанкластик «Звездолеты» (78эл.).

Предварительная работа: чтение рассказов, просмотр видеороликов о космосе и летательных аппаратов, беседа о звуках, слогах, слове.

Словарная работа: Фанкластик , гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Ход занятия:

Дети заходят в кабинет логопеда и садятся за столы на свои места. На интерактивной доске заставка скайпа с входящим звонком.

Логопед: Ребята, нам кто-то звонит! Давайте ответим!

Логопед принимает входящий вызов. На экране появляются фиксики Нолик и Симка.

Нолик: -Здравствуйте ребята! Нам очень нужна ваша помощь! Папус, Мася и Дедус отправились на научную конференцию и нам некому помочь. Скучно нам стало дома, хотим в космос слетать, а как это сделать не знаем. Вот мы и решили обратиться к вам за помощью. Слышали вы знающие, грамоту изучаете.

Логопед: — Ребята поможем фиксикам?

Дети: — Конечно поможем!

Логопед: -Чтоб в космос полететь нужно много знать и уметь, быть храбрым как Юрий Гагарин!

Фиксики: -А кто это Юрий Гагарин?

Логопед: -Ребята давайте расскажем фиксикам об историческом событии- первом полете человека в космос.

Логопед читает текст. (Приложение № 1)

Фиксик Симка: -Вот теперь мы знаем кто такой Юрий Гагарин!

Логопед: -Ребята, а что понадобится фиксикам для полета в космос?

Дети: -Скафандр и ракета!

Логопед: — Правильно! Ребята а сколько слогов в слове «скафандр»?

Дети: -Два слога.

Логопед: -А в слове «ракета»?

Дети: -Три слога.

Логопед: — У вас на столах лежат детали конструктора. Какую деталь можно подобрать к слову «скафандр»?

Дети: -Деталь с двумя окнами.

Логопед: -А почему вы так считаете?

Дети: -Потому что, в слове «скафандр» два слога.

Логопед: -Правильно, молодцы!

На интерактивной доске в центре появляются слова: «Юрий Гагарин», «скафандр», «ракета» и таблица для определения места звука.

Логопед: -Ребята, кто хочет подойти к доске и определить, где находится звук «Р» в слове «скафандр»?

Логопед приглашает к доске ребенка. Ребенок работает с интерактивной доской при помощи стилуса, двигает кружок синего цвета в третье окно таблицы.

Логопед: -Ребята, посмотрите правильно ли выполнено задание?

Дети: -Да. Звук «Р» в слове «скафандр» находится в конце слова, обозначается синим цветом т. к. звук согласный, твердый.

Логопед ребенку: -Молодец! Ты отлично справился с заданием! Садись на свое место. Ребята, кто еще хочет поработать у доски.

Логопед: — Где находится звук «Р» в слове «ракета».

Логопед приглашает к доске ребенка. Ребенок работает с интерактивной доской при помощи стилуса, двигает кружок синего цвета в первое окно таблицы.

Логопед: — Ребята, посмотрите правильно ли выполнено задание?

Дети: -Да. Звук «Р» в слове «ракета» находится в начале слова, звук согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: — Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Фиксик Нолик: -Ребята а почему слова «скафандр», «ракета» написаны с маленькой буквы а «Юрий Гагарин» с большой?

Дети: -Потому что, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Фиксик Нолик: -Ой, как интересно у вас тут. А в словах «Юрий Гагарин» где находится звук «Р»?

Логопед: — Ребята тебе сейчас покажут.

Логопед приглашает к доске ребенка. Ребенок работает с интерактивной доской при помощи стилуса, двигает кружечки синего цвета в окна таблицы под словами.

Ребенок: -Звук «Р» в слове «Юрий» находится в середине слова и в слове «Гагарин» тоже находится в середине слова.

Фиксик Симка: -Ребята, сколько много интересного мы узнали сегодня.

Логопед: -Ребята а как назывался космический корабль, на котором полетел в космос Юрий Гагарин?

Дети: -«Восток -1».

Логопед: -Правильно! Давайте разберем слово «Восток» по звукам и соберем космическую ракету из конструктора Фанкластик.

На экране интерактивной доски появляется слово «Восток».

Логопед: -Ребята, какой первый звук в слове «Восток»?

Дети: -Звук «В»- он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: -Молодцы! Правильно! Значит первая деталь нашей ракеты будет синяя. А второй звук в слове «Восток» какой?

Дети: -Звук «О» — он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед: -Верно! Значит вторая деталь космической ракеты будет красная. Соединяем детали конструктора между собой. Следующий звук в слове «Восток» какой?

Дети: -Звук «С» — он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: -Правильно! Значит третья деталь космической ракеты будет синяя. Соединяем детали конструктора между собой. Следующий звук в слове «Восток» какой?

Дети: -Звук «Т» — он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: -Молодцы! Значит четвертая деталь космической ракеты будет синяя. Соединяем детали конструктора между собой. Следующий звук в слове «Восток» какой?

Дети: -Звук «О»- он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед: -Верно! Значит пятая деталь космической ракеты будет красная. Соединяем детали конструктора между собой. Последний звук в слове «Восток» какой?

Дети: -Звук «К» — он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: -Верно! Значит шестая деталь космической ракеты будет синяя. Соединяем детали конструктора между собой. Посмотрите какая ракета получилась у нас на слово «Восток».

Фиксик Нолик: -Да, хорошая ракета у вас получилась, но очень уж маленькая! Ребята, а можно нам такую ракету построить чтоб в нее вся наша семья поместилась и Папус, и Мася, и Дедус со Шпулей?

Логопед: -Ребята. Как вы думаете по силам нам такая задача?

Дети: -Да!

Логопед: -Ребята я предлагаю вам из набора конструктора «Фанкластик» всем вместе собрать большую комическую ракету для фиксиков.

Логопед напоминает детям правила техники безопасности при работе с конструктором «Фанкластик».

Дети вместе с логопедом у стола собирают ракету.

Логопед: -Нолик и Симка посмотрите какую ребята ракету вам собрали для полета в космос! Только как же нам передать вам ракету?

Фиксики: -Для этого у нас есть особый прибор — моментопередатчик. Поставьте ракету в него, и она моментально окажется у нас.

Логопед вносит серебряную коробку, кладет ракету в моментопередатчик. На экране появляется заставка Фиксики радуются ракете.

Фиксик Симка: -Спасибо ребята! Теперь у нас есть ракета для полета в космос, а скафандры нам Дедус сделает. Мы от вас много узнали про первого человека — космонавта Юрия Гагарина. Вот только дождемся родителей и Дедуса и отправимся в путешествие в космос! А пока мы ждем давайте с вами станцуем?

Флешмоб «Я -ракета».

На интерактивной доске заставка с фиксиками и видео на экране.

Фиксики: -Ой, кажется, родители вернулись! До свидания ребята и большое вам спасибо за помощь!

Логопед и дети: -До свидания Нолик и Симка! До новых встреч!

Логопед: -Ребята а вам понравилось наше занятие?

Дети: -Да.

Логопед: -Чем мы сегодня занимались на занятии?

Ответы детей.

Логопед: -Расскажите, чем вам оно понравилось? Что было самым интересным?

Ответы детей.

Логопед: -Ребята вы молодцы! Сегодня я вам предлагала много сложных заданий, и вы со всеми отлично справились! Я очень рада, что вам понравилось наше занятие, оно было увлекательным, познавательным и интересным!

Приложение № 1

Космические полёты в настоящее время стали практически обыденным делом.

Мы всё время слышим о полётах в космос, и, порой, мало задумываемся о том, какие колоссальные усилия прилагаются для осуществления различного рода космических задумок.

А началась космическая эра не так давно.

Первый полёт человека в космос совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин.

Человек беспримерной храбрости, мужественный и целеустремленный. Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте.

Будущий космонавт № 1 родился в семье крестьянина и доярки Гагариных 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области. В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в школу. Смоленщина — это та территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери.

Учиться было трудно. Не хватало элементарного — бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование.

Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу.

Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку. Почему первым космонавтом стал именно Юрий Гагарин? Решающую роль сыграло то, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения.

12 апреля 1961 года весь мир взбудоражило ошеломляющее известие — состоялся полет в космос корабля «Восток» с человеком на борту. Этот человек — обычный, двадцатисемилетний русский парень — Юрий Гагарин.

После приземления Юрий Алексеевич доложил, что программа полета успешно выполнена, приземление произошло без осложнений, травм и ушибов у него нет.

Полет Юрия Гагарина, совершённый во имя мира, прогресса, счастья людей — это событие мирового масштаба, это — первый шаг человечества к звёздам.

Литература:

  1. Рассказ о Гагарине детям https://detskiychas.ru/prazdniki/den_kosmonavtiki/o_gagarine_detyam/
  2. О первом полёте в космос. Рассказ для детей https://detskiychas.ru/prazdniki/den_kosmonavtiki/o_1m_polete_v_kosmos/
  3. Фанкластик — конструктор для системы образования https://fanclastic.ru/doshkolnoe-obrazovanie.html