Патриотическое воспитание школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Патриотическое воспитание школьников / Г. Н. Агафонова, А. А. Кожина, О. В. Погребная, Е. А. Хренова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16238/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова : патриотизм, воспитание, Отечество, школьники, молодежь .

Патриотическое воспитание современных школьников всегда было одной из важнейших задач системы образования в России. Отрочество и юность — самое значимое время, чтобы понять и прочувствовать любовь к нашей Родине. Долгий путь становления патриотического мышления начинается еще в начальной школе. Но в огромном потоке, часто неверной информации о событиях прошлого школьники не могут самостоятельно получить истинные исторические знания, выразить свою гражданскую позицию, взгляд на исторические события и собственное отношение к ним. Помощником в преодолении трудностей и неясностей на этом пути является учитель. Формируя историческое сознание у детей, учитель одновременно пробуждает интерес к историческим корням и воспитывает уважение к историческому прошлому.

Патриотизм — одна из главных особенностей полностью развитой личности. Быть патриотом — естественная потребность людей, реализация которой выступает как условие их личностного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей национальной и духовной принадлежности к Родине. Работая с детьми важно формировать чувство гордости за своё Отечество и свою историю, ценить значимость героических поступков наших дедов и прадедов. Формирование этого патриотического духа начинается с исторического сознания. Привлечение учащихся к истории нашей страны, знание ее выдающихся трагических событий, как родного края, так и России в целом обеспечивает единства нашего народа. Именно поэтому, большая роль отводится школе.

На сегодняшний день главная цель патриотического воспитания молодежи, не только не утратила своей актуальности, но и приобрела новую современную специфику. Важные изменения, произошедшие в жизни нашей страны, коснулись нравственных ценностей, патриотических чувств.

Психологи утверждают, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в истину всего, чему учат, в безусловности и необходимости формирования чувства благородности и добродетельности. В этом возрасте есть большие возможности для систематического морального образования, формирования гражданства и патриотических чувств [3, c.252].

В этом возрасте формируются значимые общественные нормы поведения, чувства сопереживания и взаимопомощи, потребность в хороших поступках и социально-значимых делах. Важность формирования этих качеств обеспечит последующее развитие личности каждого ребенка. Источник этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет, а так же о тяготах, которые перенесли его земляки во время Великой Отечественной Войны.

Жители нашей великой страны должны знать, где их малая родина, кто их предки, и конечно чтить память героев Отечества, гордиться традициями, историей, культурой и ощущать себя частью огромного государства. Став старше, у детей формируется «родничок героизма». Именно он часто остается невостребованным, а порой, может найти свое применение в антисоциальных организациях.

В начале 90-х годов школьная система нравственного патриотического воспитания стала рушиться: произошел отказ от прежних ценностей, были забыты детские школьные организации. Советской историей уже не гордились. Даже школьные музеи стали «жертвами» новых идеологических тенденций [4, с. 26], и лишь с наступлением 2000 годов государство осознало важность и необходимость данного направления и стало принимать меры по его возрождению. Были срочно приняты комплексные программы воспитательной работы, возрождены детские организации.

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма. Наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску путей ее решения. Государство стало уделять серьезное внимание формированию патриотизма у школьников.

Ученические активы детских школьных организаций, при участии администраций школ, определяют содержание работы, включающей в себя гражданско-патриотические компоненты.

Педагоги создают и реализуют планы гражданско-патриотического воспитания, учитывая в каждом мероприятии увеличение мотивации учащихся к духовным и культурным ценностям, традициям нашего народа, прививая любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает в первую очередь уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан России.

Все мы знаем, что патриотическое воспитание осуществляется на основе разнообразных форм и методов. Перечислить все сложно, но необходимо помнить, что все они играют определённую роль. Важно, чтобы они представляли собой целенаправленную систему, а содержание и форма соответствовали задачам проводимого патриотического мероприятия, были интересны, понятны и важны для тех школьников, которые будут принимать непосредственное участие в подготовке этих мероприятий, и тех, которые будут являться зрителями.

Подобные мероприятия должны воздействовать в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся, способствовать формированию чувства гордости за своё Отечество, любви к своему краю. Кроме того, в ходе такой работы у молодого поколения формируются гражданские и патриотические качества: представление о мужестве, героизме, ответственности перед обществом, гражданском долге.

Вот тогда рожденные чувства любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне будут искренними и настоящими. Это и есть главная задача патриотического и гражданского воспитания молодежи.

Литература:

  1. Абрамов А. В. К вопросу о сущности патриотизма // Полигнозис. — 2010. — № 2. — С. 60–62.
  2. Емельянова М. И. Воспитание духовно развитой личности: Из опыта деятельности народного Русского музея ГОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»/ М. И. Емельянова.- Старый Оскол: РОСА, 2010, -150с.: илл.
  3. Игнатенко П. Р., Поплужный В. Л., Косарева Н. И., Крицкая Л. В. Воспитание гражданина: Психолого-педагогический и народоведческий аспекты: Учебно-методическое пособие. — М.: Институт содержания и методов обучения, 2007. — 252 с.
  4. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: Учебно- методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006г.
  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие/Б. А. Столяров. — М: Высшая школа, 2004, с. 127.