Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Р. А. Аспекты современного профессионального образования: тенденции развития и оценка качества / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16237/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы современного подхода к образовательному процессу, влияние рынка, международное политики и глобальной экономики на набор требований к выпускнику. Приводятся основные преимущества и недостатки данного подхода. Предлагается вариант подхода к образовательному циклу в целом.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, современный подход, цифровизация, передача опыта.

Ускоряющиеся процессы преобразования современного мира и его устоев в различных сферах материальной жизни и финансово-хозяйственной деятельности, предъявляют новые требования к системе образования в целом. Повсеместное внедрение и стремительное развитее цифровых методов обучения и интеграция дистанционной и виртуальной составляющих в образовательный процесс автоматически вытесняет из цикла обучения классические методы передачи знаний обучающемуся. В дополнение к перечисленным факторам можно указать одну из главенствующих ролей в изменениях образовательной среды — бизнес-среда государств мировой экономики.

Интеграционные процессы в последние годы привели к кардинальной трансформации государственных устоев, производственной сферы и экономики ряда стран. Транснациональные корпорации и их дочерние подразделения фактически формируют требования к потенциальным кандидатам на вакантные должности. Набор компетенций в настоящее время уже повсеместно разделяется работодателями на “SoftSkills” и “HardSkills”, а широкое распространите конкурсных площадок, проводящих соревнования в экосистеме “WordSkills” и различные хакатоны, формирует агрессивную среду для обучающихся уже на первых этапах их нахождения в образовательной организации. Подобные соревновательные требования, формируют новый комплекс требований к будущим молодым специалистам, большую часть из которых необходимо реализовать чуть ли не до начала получения высшего образования, заставляют работать над случайным проектом в команде и проявлять коммуникативные способности и навыки проектной деятельности в сжатые сроки (до дедлайна).

Здесь стоит понимать, что конкретные параметры обучающегося — его психологическое состояние, набор характеристик нервной системы и иные индивидуальные факторы — радикально отличаются и не могут быть шаблонизированы “дигитальным подходом” цифровых платформ, требованиями профессиональных компетенций в учебном плане и т. н. “чекбоксам” в анкете на хедхантере или ином рекрутинговом портале. Специалист (или бакалавр в современных реалиях) как конечный продукт образовательной системы, являющийся по своей природе человеком, не может сравниваться с вычислительной системой по функциям и возможностям в разрезе наличия у него тех или иных навыков. У каждого специалиста уровень освоения обязательного и вспомогательного набора компетенций и их комбинация может сильно ранжироваться, а также видоизменяться на временном интервале жизни выпускника.

Важнейшими же характеристиками для специалиста в современных условиях с постоянными изменениями является готовность и возможность самообучения, практическая готовность к исследовательской деятельности и комплексная базовая подготовка по выбранному направлению. Квинтэссенция упомянутых “SoftSkills” и “HardSkills”, а также определенного психологического профиля выпускника по своей сути и является неким идеалом для работодателя в рыночной экономике.

Также важно упомянуть влияние различных корпораций и вендоров, производящих технологии и сопутствующее оборудование. В современной мировой практике часть исследовательской зоны сместилась в корпоративный сектор и подпитывается частными инвестициями, что в свою очередь формирует определенный уровень закрытости передовых технологий и научного процесса по той или иной проблематике от широкого круга общественности.

Получение современных знаний по узкому профилю для начинающего специалиста становится нетривиальной задачей в данном контексте, а количество (емкость трудового рынка определенной компании) вакантных рабочих мест в ближайшем будущем строго ограничено и может быть отделено территориальными и языковыми ограничениями.

На момент написания данной статьи становится более определенным понимание дистанционных форм обучения, как основного инструмента в образовательном процессе. До развернувшейся пандемии с весны 2020 года дистанционные платформы использовались лишь в роли дополнительного инструментария в образовательных учреждениях или для проведения различных краткосрочных курсов или тренингов. На данный момент дистанционные формы фактически ограничиваются информационным взаимодействием на базе цифровых площадок с различными формами представления информации.

Основываясь на характеристике цифрового обучения, можно с уверенностью сказать, что оно имеет место в системе образования как элемент комплексного подхода, но не основного направляющего течения. Цифровизация, как основной подход на дигитальных образовательных платформах имеет и негативные стороны, в частности в спектре качества глубины средств оценивания конкретного обучающегося.

Классическим или базовым видом оценивания (аттестации) в LMS или MOOC платформах, являются тестовые материалы. В то время, как отдельной проблемой в реализации дистанционных форм образования является перенос практических и лабораторных работ в цифровой формат. [1] Формализованный тест в его механике сводится к достижению наивысшей оценки, формирующейся из ответов на случайно выданные вопросы. При использовании теста фактически проверяются функции памяти человека и уровень его ознакомления с дисциплиной, соответствующее владение терминологией в области знаний. Исследовательская же функция, способность к командной проектной деятельности, качество коммуникативных навыков в разрезе практической работы, способности к синтезу нестандартных решений, анализ системы и поиск ошибок практически полностью нивелируется. С другой стороны, информационно-образовательная среда должна позволять реализовывать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу обучающихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной исследовательской деятельности. [2]

Воспитательная функция в современном ее понимании также требует уточнения в ее ключевых аспектах. В рамках образовательной организации на практике не учитываются индивидуальный психологический профиль обучающегося и его реальные возможности, негативные стороны психики. Повсеместное усреднение и требования профессиональной этики вводят усреднение всего контингента обучающихся, но, наравне с этим, постоянные скоринговые мероприятия формируют определенную систему негласных рангов в коллективе студенческих групп. Позиции аутсайдера и лидерские позиции могут негативно отражаться на психологическом состоянии ряда обучающихся, а цель обучения — ее истинная задача — закрывается формальной гонкой за показателями и сертификатами.

Общая воспитательная работа в образовательных учреждениях ведется по принципу участия в массовых мероприятиях патриотической, общественной, спортивной или культурной направленности. Указанные направления безусловно полезны и обязательны к формированию базиса воспитательной компоненты в НПО, СПО или ВО, но требуется так же использовать личностный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, интегрировать воспитательную функцию в преподавание дисциплин. Здесь стоит привести параллель в воспитательном процессе с историческим примером роста подмастерья в ремесленных мастерских. Для ученика мастера в таком образовательном процессе, единственным лицом, объединяющим преподавательскую и воспитательную функции, являлся мастер-ремесленник. Роль преподавателя, как источника профессиональной мудрости, тонкого понимания процессов взаимосвязанных областей науки, правил работы в определенных условиях, особенности профессиональной этики, должна занимать лидирующие позиции в воспитательной работе.

В существующей системе отечественного образования формализованы и определены несколько основных видов образовательных учреждений: НПО, СПО, ВО-бакалавриат, ВО-специалитет, ВО-магистратура, послевузовское — аспирантура и докторантура. Данные уровни формируют вертикаль образовательной системы, определенную государством в правовом пространстве. [3] По завершению обучения и успешном прохождении установленных государственных аттестационных или квалификационных испытаний обучающемуся присуждается соответствующий квалификационный уровень. Важно понимать, что данные квалификационные уровни не имеют четкого отражения в требованиях реальных бизнес-структур и рекрутинговых агентств. На лидирующую роль выходят требования по опыту использования конкретных технологий, а зачастую и вовсе конкретного программного обеспечения, языка программирования, CAD-системы, фреймворка.

Специфические воронки требований формируют определенный водораздел в вертикальном движении кадров в профильной области. Единственным рычагом в преодолении данных сложностей являются комплексные характеристики личности, способность к саморазвитию и необходимый уровень самодисциплины выпускника образовательной организации. Конечно, повсеместные требования по более интенсивной интеграции предприятий в образовательный процесс и организация практик на реальных предприятиях, вносит положительный тренд в исправления данной ситуации. Но в общей массе данная проблема в настоящее время сохраняется или имеет тенденцию к отставанию от реальности.

Наличием данной проблемы в классической иерархии и структуре обучения профессиональной школы, активно пользуются сторонние организации предоставляющие краткосрочные курсы по выделенным направлениям и технологиям. В ряде высших учебных заведений в последнее время активно используются и внедряются дисциплины использующие практико-ориентированные направления для организации собственной проектной деятельности студента. Данная форма обучения использует формат работы в малой группе. Участниками малой группы, являются руководитель проекта (преподаватель или студент старшего курса) и один или несколько обучающихся. Рабочая нагрузка распределяется на студента в ходе определенного промежутка времени, в котором он самостоятельно решает целый спектр проблем по своему проекту. Работа строится по озвученному календарному графику.

Резюмируя описанные факторы и тенденции можно отметить необходимость переосмысления образовательных стандартов в соответствии с реальными требованиями рынка труда и производственной сферы по отдельным направлениям. Наряду с вопросами по преобразованиям профессиональной школы и ее адаптации к современной реальности, требуется корректное и осторожное преобразование школьного образования. Цикл школьного образования тесно соприкасается с дошкольным и практически дотягивается до совершеннолетия обучающегося. Но, по достижению черты получения школьного аттестата, степень ориентированности в профессиональном плане остается очень низкой у большинства выпускников школ.

В поле воспитательной работы необходимо проведение работы в спектре формирования добросовестного специалиста и повышения уровня его личностной ответственности и порядочности. Активно должна культивироваться система передачи практического опыта и профессиональных навыков в рамках образовательного учреждения и формирование профессиональной значимости для каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

В стратегическом контексте рассмотрения образовательные учреждения должны представляться в сознании обучающихся как источник ценных знаний и необходимого жизненного опыта, а не как государственный центр по получению следующего квалификационного удостоверения для дальнейшего поступления на работу. Годы, проведенные в образовательной организации, должны впоследствии восприниматься как ценный и важный этап жизни, а не бесцельно проведенный срок обязательного пребывания в точке пространства.

Литература:

1. Коваленко, Р. А. Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы / Р. А. Коваленко, Е. А. Яковлева, А. А. Сорокин. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 52–55.

2. Багачук, А. В. Современные тенденции развития образования / А. В. Багачук, Е. В. Фоменко. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 50–52.

3. Григорьева, Е. В. Современные проблемы и перспективы оценки качества образования в России // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, апрель 2020 г.). — Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 2020. — С. 71–74.