Внеурочное занятие по математике и информатике «Шифрование изображения» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суркова, В. С. Внеурочное занятие по математике и информатике «Шифрование изображения» / В. С. Суркова, М. А. Сахнина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16228/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель: разнообразить деятельность учащихся во внеурочной деятельности. Установить меж предметные связи.

Задачи:

Повторение шифрования текста — способом решетки.

– Формирование умения кодировать изображения, знакомство с методом кодирования изображения.

– Формирование интереса к информатике.

– Развитие пространственного воображения.

Планируемые результаты:

Познавательные: перерабатывать графическую информацию.

Регулятивные: поэтапное выполнение заданий по образцу, развитие навыков самостоятельной работы.

Коммуникативные: взаимодействовать в паре, находить компромисс в решении поставленной задачи.

Основные понятия: пиксель, разрешения монитора.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с изображением, поля для изображений, карточки с кодами), компьютерная презентация.

В математике при решении задач часто пользуются алгоритмами и абстрактными понятиями, что снижает наглядность задач. Программирование математических задач позволяет сделать процесс решения интереснее, что повышает мотивацию к обучению и развитию творческих способностей.

В 5 классах ученики знакомятся с алгоритмами, составленными на основе хорошо известных примеров из их деятельности. Ученики учатся составлять алгоритмы, полностью описывая последовательность шагов.

Эти навыки пригодятся для решения новых задач в дальнейшем обучении в различных областях.

В рамках программы внеурочной деятельности «Занимательная математика», которая рассчитана на учащихся 5–7 классов, проводятся занятия на установление меж предметных связей. Как пример, такого занятия рассмотрим урок для 5 класса.

Ход занятия

Этапы

Методический инструментарий (методы, приемы)

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Вступительное слово

«Да, путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет -

Загадок больше, чем разгадок.

И поискам предела нет». — Пифагор.

— Сегодня на уроке заниматеной математики, мы с вами повторим способ шифрования текста с помощью решетки. И познакомимся с еще одним способом кодирования информации.

Подготовка к работе

Разминка

Расшифровка темы занятия

Презентация

с поэтапным решением задачи

Раздача шифровок.

— Тему нашего занятия вам необходимо расшифровать с помощью решетки. Шаблоны решетки были заготовлены на прошлом занятии.

Решение задачи с помощью решетки.

Ответ:

Шифрование изображения

Знакомство с новым способом решения задач

Способ кодирования графической информации

Знакомство с новыми понятиями.

— Для того чтобы детально рассмотреть какой либо предмет, используют лупу или микроскоп. Сегодня мы рассмотрим из чего состоит изображение. На мониторе компьютера любое изображение состоит из множества светящихся точек. На большом экране точки сливаются в единое изображение.

Пиксель — представляет собой единицу измерения экрана любого современного монитора, будь то компьютер, ноутбук, мобильный телефон, навигатор и так далее. Другими словами, это просто точка. То есть, если говорят, что размер картинки составляет 100*30 пикселей, значит, что эта картинка состоит из 100*30 точек. Таким образом, размер пикселя составляет одну точку на мониторе вашего компьютера или другого устройства. Пиксели могут быть черно-белыми или цветными. Благодаря им, управляя яркостью свечения, можно чертить, рисовать, строить различные графики, редактировать изображение, просматривать любимые фильмы. Пиксели используются для оценки разрешения монитора. Чем большее количество пикселей способен отражать монитор вашего устройства, тем четче и лучше будет выглядеть изображение.

— Чтобы закодировать изображение с помощью пикселей, достаточно знать количество пикселей в каждой строке.

Раздается карточка с изображением.

— Подумайте, как закодировать данный рисунок?

— Получается?

— Обратите внимание на количество белых и черных пикселей в каждой строке.

— Молодцы, у вас получилось.

Новые понятия записываются в тетрадь.

Решение задачи:

3б,3ч,3б

2б,1ч,3б,1ч,2б

1б,1ч,5б,1ч,1б

1ч,2б,1ч,1б,1ч,2б,1ч

1ч, 7б,1ч

1ч,1б,1ч,3б,1ч,1б,1ч

1б,1ч,1б,3ч,1б,1ч,1б

2б,1чч,3б,1ч,2б

3б,3ч,3б

Освоение новых умений

Практикум

Расшифровка изображения

Презентация

с поэтапным решением задачи

- А теперь попробуем расшифровать изображение. Изображение будет цветным.

Раздаются карточки с кодом.

Ответ:

Закрепление знаний

Самостоятельная работа

Кодирование собственного изображения

- Придумайте собственное изображение и закодируйте его.

— Обменяйтесь кодами со своим соседом по парте.

— На следующем занятие проверим, удалось ли вам расшифровать изображение вашего одноклассника.

— Спасибо за занятие

Рефлексия

Быстрый опрос учащихся с помощью карточек.

Раздаются карточки.

В карточках следующие вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня?
  2. Чему научились сегодня на занятии?
  3. Что понравилось больше всего?
  4. Что вызвало затруднения?

Заполненные карточки возвращаются учителю, для дальнейшего анализа.

Выводы:

Благодаря проведению таких внеурочных занятий, мы наблюдаем повышения интереса к предмету и к обучению в целом.

Для формирования у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними необходимо установление меж предметных связей.

Эти связи помогают учащимся использовать те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, при изучении других предметов.

С помощью многосторонних меж предметных связей закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности, а это является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Литература:

  1. Что такое пиксель? — Текст: электронный // FB: [сайт]. — URL: https://fb.ru/article/38883/chto-takoe-piksel (дата обращения: 27.11.2020).
  2. Интегрированное изучение предметов математики и информатики. — Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября.: [сайт]. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/417851 (дата обращения: 30.11.2020).
  3. Устинова, Н. С. Реферат: Межпредметные связи информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. / Н. С. Устинова. — Текст: электронный // Bestreferat.ru: [сайт]. — URL: https://www.bestreferat.ru/referat-395936.html (дата обращения: 30.11.2020).