Адаптация и сохранение контингента обучающихся в профессиональном образовательном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2020)

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 2098 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Адаптация и сохранение контингента обучающихся в профессиональном образовательном заведении / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16207/ (дата обращения: 27.04.2024).



Государственное задание определяет сферу деятельности образовательного учреждения, плановые показатели объема и качества предоставляемых работ и услуг образовательного учреждения на очередной финансовый год. Оно является документом, контролирующим расходование бюджетных средств. Оценок деятельности учебного заведения всего две — эффективно работающее или неэффективно. Можно не соглашаться с этими критериями, но Постановление Правительства № 671 от 02.09.2010 года действует до сегодняшнего дня и имеет массу положительных моментов. Сейчас оценивается не только качество подготовки выпускника, но и его закрепляемость на рабочем месте в соответствии с полученной специальностью.

Анализируя контрольные цифры набора и выпуска в нашем колледже за несколько лет, получаем печальный результат: примерно 20 % поступивших на первый курс теряются за годы учебы. Причины выбывания из учебного заведения разные: перевод в другие ОУ, по состоянию здоровья, неудовлетворенность выбранной профессией, отчисление из организации по неуспеваемости, отчисление за нарушение правил внутреннего распорядка и по другим причинам. Можно принимать во внимание и объективные причины. Например, такие, как слабая подготовка пришедших из школы, выбор учебного заведения был осуществлен родителями, ребенку было все равно куда поступать, временное пристанище до следующего года, нежелание идти в армию. Причин отсева много, но УЗ госзадание надо выполнять. Проблема сохранения контингента в учебном заведении — одна из главнейших задач любого педагогического коллектива.

Как же сохранить контингент? «Большинство поступивших студентов скорее пассивны, чем активны. Как следствие этого, более управляемы, но менее самостоятельны. На этом фоне наиболее востребованы внимание и контроль со стороны администрации, преподавателей и тьюторов. У большинства отсутствуют навыки аналитического чтения, письма, аргументированной речи». [1] С этим трудно не согласиться.

В сентябре очередного учебного года в нашем колледже разрабатывается комплексная программа мероприятий, направленная на минимальный отсев обучающихся. Основные направления программы нацелены на адаптацию вновь пришедших и сохранность количества студентов в группах нового набора:

  1. Работа по адаптации студентов первого курса, изучение личности студентов, создание здорового психологического микроклимата в группе, воспитание положительной мотивации к учению.
  2. Работа с неуспевающими студентами и контроль за успеваемостью и посещаемостью первокурсников.
  3. Участие студентов в предметных неделях, внутриколледжных мероприятиях.
  4. Участие в научно-исследовательской работе, научно-практических конференциях.
  5. Работа по профилактике правонарушений.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Организация социально-бытовых условий студентов, проживающих в общежитии.
  8. Привлечение к работе выпускников нашего ОЗ.
  9. Работа с родителями студентов.

Решение проблемы сохранения контингента студентов, главным образом, ложится на плечи кураторов. Работая с подростками уже много лет, я пришла к выводу, что большинству из них в профессиональном учебном заведении необходим надежный наставник, друг, организатор, координатор. Пытаюсь оправдать доверие детей, помня слова А. Макаренко. «Чтобы воспитывать детей никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки... Ваше собственное поведение — самая решающая вещь... Наш путь единственный — упражнение в поведении».

Куратору необходимо придерживаться определенных правил.

  1. Не ставить своей целью при возникновении проблем с дисциплиной и успеваемостью отчисление неугодного студента. «Наказание надо применять только тогда, когда ни убеждение, ни пример, ни другие методы воспитания не дают результата». [2]
  2. Быть требовательным, справедливым, но мудрым наставником. «Для того, чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». [3]
  3. Доброжелательность — лучший инструмент в воспитании. «Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием. Успех в учении — это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим». [4]

С 2019 года отбор в группы по специальностям «Дизайн (по отраслям)», «Конструирование моделирование и технология швейных изделий» и «Операционная деятельность в логистике» осуществлялся по проходному баллу. Это позволило организовать качественный набор на первый курс. У меня в этом году группа по специальности «Дизайн (по отраслям)». Средний балл аттестата при поступлении был 3.9 плюс испытание по специальности. Это позволило отобрать более мотивированных на учебу детей. «Под мотивацией учения понимается система целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности». [5] К тому же выяснилось, что большая часть моих первокурсников сознательно пришли обучаться этой профессии.

Факторы, влияющие на отсев на первом курсе: состояние здоровья, семейные обстоятельства, незаинтересованность в данной специальности, неорганизованность студентов, лень, отсутствие учебных навыков и самоорганизации, неуспеваемость. Со студентами, у которых 2 первых пункта являются основными, работать можно, но сложно. Добиться большого эффекта вряд ли удастся. Они так или иначе уйдут. Хотя часть из них «дотягивает» до последнего курса ради получения диплома, не желая продолжать обучение в школе. Остальные факторы, по моему мнению, поддаются корректировке.

Свою работу в сентябре я начала с изучения личных дел студентов и формирования студенческого коллектива. Главная цель — сплотить детей, пришедших из разных школ, имеющих разные интересы, проблемы с поведением, проблемы с «пробелами» в знаниях, не допустить конфликтных ситуаций, регулировать взаимоотношения между студентами, создавая спокойную комфортную среду для получения профессии. Бесконечные классные часы в первые 2–3 месяца учёбы, обязательное родительское собрание, индивидуальные беседы с учащимися, нарушающими дисциплину, помогают наладить прочный контакт, узнать детей лучше, их проблемы, помочь им адаптироваться в новом коллективе. Помочь им не спасовать перед трудностями, если таковые появятся.

Огромную помощь в сохранении контингента мне оказывают родители. Связь с ними помогает избежать многих ошибок. Большинство родителей хочет, чтобы их ребенок закончил учебное заведение. И большинство подростков, как ни странно, прислушиваются к мнению своего родителя.

Большую роль в сохранении контингента играет мой тесный контакт с ведущими преподавателями. Известно, что подростки имеют повышенный уровень тревожности. По определению С. С. Степанова, «тревожность» — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». Тревожность, а потом и нежелание студента идти на урок, а впоследствии и уход из группы связан часто с тем, что преподаватель-предметник не знает проблем детей, состояние их здоровья, семейные проблемы ребенка. Моя задача — снизить напряженность в отношениях студента и преподавателя, убрать состояние эмоционального дискомфорта, страх, настроить на удачу.

Работа по сохранению контингента продолжается и на последующих курсах. Но, по моему твердому убеждению, важна именно работа на первом курсе.

Убеждена, что к решению проблемы сохранения контингента обучающихся необходимо подходить комплексно, привлекая всех участников образовательного процесса. Однако, принимаемые меры в этом направлении должны гарантировать качественную подготовку выпускников. Это является залогом их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

Литература:

  1. https://studbooks.net/2005831/informatika/kontingent_uchaschihsya_kolledzhe
  2. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. — 2-е изд., М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с.
  3. Амонашвили Ш. А. Единство цели. Амонашвили Ш. А.: М.,1987
  4. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. / В. А. Сухомлинский. — Ижевск: Удмуртия, 1981. — 296 с.
  5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие /Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.