Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демихова, О. В. Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии / О. В. Демихова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16195/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены особенности организации деятельности детской театральной студии в условиях дошкольной образовательной организации, а также организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: уровень социализации, дошкольник, диагностические методики.

В Российской Федерации отмечается коренные преобразования, смена образовательных концепций, акцент в которых делается на социально-адаптивную личность, умеющую находить свое место в новых жизненных условиях. Очень важным видится определять уровень социально-личностного развития дошкольника. В практике социально-педагогической и воспитательной деятельности социализацию нередко отождествляют с процессами развития и воспитания. На, наш взгляд, социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Использование диагностических методик, направленных на оценивание уровня развития социализации дошкольников и выделили особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста: обозначена адекватная самооценка с тенденцией к завышению; показатели тревожности, недоверия к себе и враждебности ярко выражены; уровень социально-нравственного развития соотносится со средним уровнем; уровень эмоционально-личностного развития соотносится со средним уровнем; уровень развития волевых возможностей соотносится со средним уровнем.

Завышенная самооценка и высокий уровень тревожности определяется яркой мотивационной выраженностью на возможность уйти от неудач. Таких детей характеризует малоинициативность, нежелание выполнять важные задания, обоснованный отказ, постановка неоправданно завышенных целей; неадекватность оценивания своих возможностей. И, в противоположность, выбор легких заданий, не требующих значительных трудовых затрат. Способные переоценить личностные достижения через призму неудач, что можно объяснить эффектом контроля ожиданий. В условиях временного дефицита, при выполнении заданий проблемного характера, результативность деятельности ухудшается. В достижении цели дети проявляют настойчивости меньше. Снижается в случае неудачи, при выполнении какого-либо задания, его привлекательность, причем все это будет осуществляться независимо от того, «навязано» это задание извне или представлено самим субъектом.

Проведенная диагностика уровня сформированности показателей социально-личностного развития дошкольников выявила недостаточный уровень его сформированности на основе обозначенных показателей: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение вести примитивный диалог с взрослыми и сверстниками; умение бесконфликтно выражать личное мнение; не ссориться, реагировать в конфликтных ситуациях спокойно.

Изучение уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста было организовано на основе методов системно-структурного и уровневого анализа, интеграция которых ориентирована на выявление уровня социально- личностного развития ребенка, на основе обозначенных критерий и параметров.

Нами обозначены основные критерии социально-личностного развития детей дошкольного возраста: эмоциональная устойчивость (жизнерадостность, самостоятельность, выборочный интерес, адекватная оценка своих действий); мотивация на успех (ценностные представления и их сформированность, не конфликтность, способность к нравственному выбору); коммуникативность (потребность взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмпатия, коммуникативное развитие); познавательная активность (сформированность целостной картины мира); социальная уверенность (развитие навыков саморегуляции, адекватная самооценка собственных поступков и других людей); креативность (развитое воображение, творческая активность, способность преобразовывать объекты). Уровень социально-личностного развития детей дошкольного возраста в детской театральной студии (низкий, средний, высокий) определяется различной степенью их проявления характеризует.

В основе организации и осуществления работы театральной студии лежат принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своем единстве помогли нам выявить реальные данные социально-личностного развития детей дошкольного возраста в детской театральной студии.

В ходе эмпирического исследования, на основании полученных диагностических результатов уровня социально-личностных развития детей дошкольного возраста в детской театральной студии в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента, наметилась положительная динамика социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Так же мы отмечаем снижение количества детей дошкольного возраста, имеющие низкий уровень социально-личностного развития.

Проведенная экспериментальная работа показала, что организация детской театральной студии эффективно отражается на процессе социально — личностного развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель экспериментального исследования достигнута, намеченные задачи решены.

Развитие социально-личностных качеств дошкольника — это процесс, структура которого включает мотивационно-эмоциональный, коммуникативно-когнитивный, деятельностно-творческий компоненты, обеспечивающей формирование таких качеств личности детей как: рефлексия, эмоциональная устойчивость; речевые умения и навыки, представление о картине мира, познавательная активность; воображение, фантазия, креативность и т. д.;

Оганизационно-педагогическое сопровождение деятельности детей в детской театральной студии, построена на основе обеспечения процесса интеграции инвариантных и вариативных составляющих воспитательного процесса, комплексного сочетания содержания, форм и методов детской театральной студии; интеграции целей, задач и функции каждого структурного компонента социально-личностного развития дошкольников.

Литература:

  1. Гревцева Г. Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации // Вестн. ЮУрГУ Сер. «Образование. Педагогические науки». — 2015. — № 1. — С. 25–30.
  2. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2 (51). — С. 205–207.
  3. Кочисов В. К., Гогицаева О. У Семья как условие социализации личности // Вектор науки ТГУ Сер.: Педагогика, психология. — 2015. — № 2 (21). — С. 83–86.

Ключевые слова

дошкольник, диагностические методики, уровень социализации